Содержание
Введение
Глава 1. Феномен театральности в литературном аспекте
1.1 Понятие театральности
1.2 Способы театрализации прозаического текста
Глава 2. Театральность произведений Ч. Диккенса
2.1 Диккенс и театр
2.2 Приемы театральности в произведениях Диккенса
Глава 3. Театральность в творчестве Н.В. Гоголя
3.1 Гоголь и театр
3.2 Театральность в произведениях Н.В. Гоголя
Заключение
Библиография
Приложение
Введение
Развитие театрального искусства, шедшее параллельно с развитием литературы и живописи, привело к возникновению особого взгляда на театральность.
Представление о жизни как игре издавна и постоянно было свойственно греческой мысли. Среди различных представлений древних греков о жизни космической и человеческой можно определенно выделить одно, возводя его к модели игры с несколькими ее модификациями. Во-первых, это стихийная, неразумная игра вселенских сил, изливающая преизбыток своей энергии на человеческую жизнь, входящую в общий природный круговорот мировой материи. Во-вторых, жизнь универсума и человека есть не что иное, как сценическая игра, строжайше продуманная и целесообразно осуществленная высшим разумом. Обе эти тенденции не исключают одна другую, а существуют вместе, корригируют друг друга, часто нерасторжимы и даже тождественны.
В литературе XIX века, особенно его конца, также присутствует идея уподобления жизни игре, а человеческого общества – театру, однако в это время человеческая жизнь понимается уже не как игра вселенских сил, а как некое игровое пространство, где человек может единовременно ощущать себя в разных ролях и одновременно моделировать жизненные ситуации по законам срежиссированного действа, рассчитанного на зрителя. Метафора этого порядка объемлет «Человеческую комедию» Бальзака. Плеяду своих томов Бальзак потому и именует комедией, что всю современность он видит как сплошной театр, обдуманное и необдуманное, на широкую ногу поставленное лицедейство. Именно у Бальзака общественные люди играют свой «базис», выдают себя за свободных существ, будучи на деле масками экономических отношений.
В романе У. Теккерея «Ярмарка тщеславия» специфический театральный код используется для того, чтобы выявить общественные социальные механизмы человеческого поведения. Неслучайно именно идея социального лицедейства обрела у У. Теккерея все возможные грани и оттенки смыслов: от откровенно-сатирического до снисходительно-иронического. За смехом и весельем «ярмарки человеческой суеты» писатель скрывал драматизм жизни, который заключал в себе грустный вывод о несвободе и социальной предопределенности человеческого существования.
С большей или меньшей яркостью подобное мировоззрение заметно во всех великих романах XIX столетия (романы Флобера, Золя, Льва Толстого, Тургенева или Салтыкова-Щедрина). Так или иначе, современное общество и государство по всем отраслям их деятельности в романах этих изображаются как большой спектакль, ярмарка или балаган. Люди «официального» общества в этих романах – комедианты, акробаты. Уподобление публичной жизни общества театру, а деятелей его – актерской труппе, – уподобление очень старое, но в XIX веке оно приобрело небывалую широту и систематичность, так как не тот или иной частный случай, а основные признаки строения общества и государства подсказывали его.
Понятие театральности отличается многозначностью и до сих пор в литературоведении не обрело четких терминологических границ. В современном литературоведении театральность не является самостоятельной художественной категорией. Ее принято рассматривать лишь как дополнительный структурообразующий компонент текста. Именно поэтому проблема театральности литературного произведения является одной из наиболее дискуссионных в современных исследованиях по теории и истории литературы. Этим и обусловлена актуальность дипломной работы.
В работе рассматривается проблема, которая до сегодняшнего дня остается почти неисследованной. Это связано с размытостью границ вопроса: что такое театральность вообще, что является её характерными чертами, чем театральность отличается от театра. В данном исследовании рассматривается театральность не просто как теоретически существующая категория, анализируются, прежде всего, сами произведения, так как именно анализ текста позволяет определить роль театральности в художественном замысле писателя.
В этом и заключается новизна исследования: произведения Ч. Диккенса и Н.В. Гоголя исследуются с точки зрения присутствия в них театральности, что позволяет расширить представление о поэтике прозы этих писателей.
Методологической основой данной дипломной работы послужили работы по изучению выявления и функционирования театральных элементов в прозе Ю.М. Лотмана, В.Е. Хализева, М.Я. Полякова, Н.Я. Берковского, О.О. Легг, а также труды по истории литературы: работы о русской литературе XIX века (В.Н. Аношкина, Г.Н. Антонова, А.А. Демченко); работы отечественных исследователей о творчестве Ч. Диккенса (А.Н. Анненская, М.М. Бахтин, И.В. Егорова, Н.И. Еремкина, Н.В. Осипова, Н.Л. Потанина, Е.В. Сомова) и зарубежных ученых и биографов английского писателя (Х. Пирсон, Э. Уилсон, Г. Честертон); работы о творчестве Н.В. Гоголя (Г.А. Гуковский, Л.А. Давыденко, Ю. Манн, Е.А. Смирнова).
Предметом исследования диплома стали произведения Ч. Диккенса («Жизнь Дэвида Копперфилда, рассказанная им самим», «Посмертные записки Пиквикского клуба», «Очерки Боза») и Н.В. Гоголя («Вечера на хуторе близ Диканьки», «Мертвые души», «Нос»).
Выбор данных произведений для анализа неслучаен. Творчество самого популярного английского романиста XIX в. Ч. Диккенса, уже основательно изученное, продолжает привлекать внимание исследователей, которые рассматривают наследие Диккенса в различных аспектах и с разных позиций. В любом исследовании о Диккенсе отмечается его интерес к театру и театральности. Исследователи не только констатируют в произведениях Диккенса эпизоды, связанные с современной сценой, но отмечают влияние популярного викторианского театра на архитектонику, стиль и образный строй его произведений.
Наиболее ярко эта театрально-игровая стихия была художественно воплощена в «Очерках Боза» и «Записках Пиквикского клуба». «Очерки Боза» – это и важный этап в становлении поэтики Диккенса: он обращает особое внимание на связь, существующую между человеком и его окружением, характером и предметами одежды и обихода. «Очерками Боза» Диккенс вошел в литературу, «Посмертными записками Пиквикского клуба» (1836-1837 гг.) он утвердил себя в ней. «Дэвиду Копперфилду» и в творчестве самого Диккенса, и в истории английского реалистического романа принадлежит особое место. Роман подводит черту под ранними произведениями Диккенса и открывает новый период в его творчестве. К глубоким и оригинальным впечатлениям детства, на которых преимущественно основаны его первые произведения, прибавились более серьезные наблюдения над жизнью. Кроме того, это произведение знаменует начало качественно нового этапа английского реализма – психологического.
В этих произведениях Диккенс нередко иронически изображает персонажей, следующих литературным и театральным образцам (например, персонажам мелодрамы, а также произведений У. Шекспира, Байрона и других авторов). Сам Диккенс организовывал и ставил любительские спектакли, обращаясь при этом к пьесам Шекспира, Джонсона, английских просветителей и другому классическому репертуару. Однако Диккенс известен широкому кругу читателей не как драматург, а как писатель-прозаик (если не считать его первые опыты в написании пьес в раннем возрасте). И тем не менее театральность пронизывает буквально все его прозаические произведения. Во многом это было обусловлено спецификой социокультурной ситуации в викторианской Англии.
Проза Гоголя с формальной точки зрения представляет собой особый вид текста, в котором смыкаются принципы, характерные для прозаического и поэтического произведения. Исследованию этой проблемы посвящены труды А. Белого, В.В. Виноградова, Б.М. Эйхенбаума.
В отличие от Диккенса, Гоголь известен и как писатель-прозаик, и как писатель-драматург. Театр для Гоголя являлся особенно высоким и общественно важным родом искусства. Именно поэтому почти все произведения Гоголя так поэтичны и театральны.
В «Вечерах на хуторе близ Диканьки», «Мертвых душах» и «Носе» эпическое и драматическое поэтики предельно сближены. Диалоги выстроены по всем канонам сценического искусства: они лаконичны, энергичны, связаны междометными репликами, повтором ключевого слова, обыгрыванием словесной детали, перехватом у противника инициативы и т.п. Кроме того, поэма «Мертвые души» является вершиной творчества Гоголя. Он работал над ней с середины 1835 г. до последних дней своей жизни. Гоголь создал новое произведение, не сковывая себя рамками существовавших тогда жанровых форм, смело соединяя объективно-эпическое повествование и лирический, от самого сердца идущий голос автора, патетику и драматизм, юмор и сатиру, резкий, обличительный гротеск и тонкую, изысканную иронию.
Говоря о театральности эпических произведений Ч. Диккенса и Н.В. Гоголя, можно отметить общие истоки этого явления у обоих авторов: увлечение театром и традиции семьи, в которых писатели выросли; понимание того, что «мир – театр, а люди в нем – актеры». И Диккенс, и Гоголь в своих эпических произведениях воссоздавали этот «театр», используя характерные для драматургического искусства приемы.
В исследовании при ссылках на то или иное произведение Ч. Диккенса будут использованы следующие условные обозначения: «Жизнь Дэвида Копперфилда» – I, «Очерки Боза» – II, «Записки Пиквикского клуба» – III.
Объект исследования дипломной работы – приемы театральности в указанных произведениях Ч. Диккенса и Н.В. Гоголя.
Цель исследования – анализ приемов театральности в прозаических произведениях.
Данная цель предполагает решение следующих задач:
1. анализ и определение понятия «театральность» и способов театрализации прозаического текста;
2. выделение самых характерных для поэтики каждого из писателей «черт» театральности;
3. выявление развития театральности в творчестве писателя в целом и выделение основных принципов использования её в поэтике каждого конкретного произведения.
Объём и структура. Структура работы отражает логику рассмотрения материала и подчинена общим принципам содержания работы. Работа состоит из введения, трёх глав, заключения и библиографии.
Список литературы
Художественные тексты
История и теория литературы
Объем: 81 стр.
Год: 2010
Год | 2010 |
---|---|
Количество страниц | 81 |
Тип работы | Дипломная работа |
Не нашли то, что искали?
Сообщите нам тему работы, и мы подберём информацию по вашему запросу!
Свяжитесь с нами!