Содержание
Введение
Глава I. Творческий путь Ю.М. Полякова
1.1. Время рубежа XX-XXI веков и творчество Ю. Полякова
1.2. Роман «Замыслил я побег…» на изломе исторических эпох
Глава II. Образно-тематическое своеобразие романа «Замыслил я побег…»
2.1. Проблемное поле произведения
2.2. Система художественных образов
Глава III. Композиционно-стилистическое оформление романа «Замыслил я побег…»
3.1. Композиционные особенности
3.2. Основные черты языка и стиля
Заключение
Список использованной литературы
Приложение
Введение
Н. Лейдерман и М. Липовецкий в трехчастной «Современной русской литературе» обращаются к осмыслению самого термина «современная литература»: “Понятием “современная русская литература” мы не просто обозначаем хронологический отрезок внутри этого столетия (с середины 1950-х годов), а мы выделяем важную составную часть художественной эпохи, ее завершающий цикл». Н. Лейдерман и М. Липовецкий обращают внимание на то, что «этот цикл фактически еще не изучался как историко-литературный феномен». Изучение современной литературы как историко-литературного феномена является одной из актуальных проблем литературоведения и представляет значительный интерес. По справедливому замечанию Н. Ивановой, с середины 80-х годов в литературной – и не только – печати происходит «культурный взрыв» (термин Юрия Лотмана), обусловленный началом нового политического периода: «…постепенно ослабляются строгие цензурные рамки». Начало «культурному взрыву» положили накопления литературных масс — публикации ранее запрещенных текстов полузапретных (или сдвинутых на периферию внимания, в маргиналию) авторов». Понятием «постсоветская литература» Н. Иванова обозначает «переходный по сути, смыслу и названию историко-литературный феномен, сменяющий советскую литературу и литературу перестройки, завершающий большой цикл русской литературы ХХ века и одновременно являющийся началом литературы XXI века». В постсоветской литературе Н. Иванова выделяет такие писательские группы, как массовая литература, высокая словесность (куда входят по направлениям – кроме реализма – постмодернисты-концептуалисты разных поколений), беллетристика: «Литература постмодернизма из маргинальной в течение 90-х годов переходит в ранг актуальной и (или) модной. Литература, продолжающая классические традиции, вытесняется наступлением, с одной стороны, масскульта, с другой — постмодернистской словесности, принципиально не различающей “массовое” и “элитарное”…».
Евгений Ермолин в статье «Не делится на нуль. Концепции литературного процесса 2000-х и литературные горизонты» сопоставляет концепции современной литературы в работах М. Ремизовой, С. Чупринина и Н. Ивановой. По мнению Марии Ремизовой, литературные «силы четко поделены на два противоборствующих лагеря — “модернистов” и “традиционалистов”». В ее восприятии «общая беда обоих направлений — почти полное отсутствие реально достигнутых высот». Сергей Чупринин считает, что логика литературного процесса нулевых подчинена двоякому копромиссу: «Во-первых, это компромисс между нетрадиционными приемами повествования и привычным стремлением писателя говорить о «действительности, взятой в ее наиболее типичных или наиболее ярких, крайних проявлениях»; во-вторых, это компромисс между высокой словесностью и массового розлива беллетристикой». Е. Ермолин возражает против «компромисса между преданием и новизной», о котором говорят М. Ремизова и С. Чупринин, и пишет о том, что «следует признать бесславное крушение постмодернизма как литературного проекта 90-х». При этом «разложение постмодернистской парадигмы подтвердило телеологическую неизменность целевых смыслов художественного творчества. Оказалось, что у культуры есть таинственные корни, отрыв от которых губителен для художника». Вполне обоснованным представляется вывод Е. Ермолина о том, что «новый реализм был и остается главной парадигмой современной словесности. Это если не общий метастиль нулевых в русской словесности, то по крайней мере ее ядро».
В связи с обозначенными выше проблемами представляется весьма интересным изучение творчества известного русского писателя, общественного деятеля, журналиста Юрия Михайловича Полякова. Он один из самых читаемых писателей России, прозаик, публицист, драматург и поэт, чье творчество вот уже более двух десятилетий неизменно привлекает к себе всеобщее внимание.
Ю.М. Поляков родился 12 ноября 1954 года в Москве, в рабочей семье. По отцовской и материнской линиям Ю. Поляков происходит из рязанских крестьян. Родители оказали на писателя влияние прежде всего личным примером: «добросовестный труд, серьезное отношение к общественному мнению и нормам нравственности, скромные бытовые запросы». Отношение своей семьи к советской системе Поляков характеризовал как лояльное.
Окончив в 1976 году Московский областной педагогический институт имени Н.К. Крупской, Юрий Поляков служил в Советской армии в ГДР, работал учителем русского языка и литературы, инструктором в райкоме комсомола. С 1979 по 1986 год – сотрудник газеты Московской писательской организации «Московский литератор» (с 1981 г. – главный редактор). В 1981 году Юрий Поляков защитил кандидатскую диссертацию на тему «Творческий путь Г.К. Суворова: К истории фронтовой поэзии». В том же году он был принят в Союз писателей СССР.
Стихи Ю.М. Поляков начал писать еще в школе. Первое опубликованное стихотворение называлось «Март» и вышло в 1974 году в газете «Московский комсомолец», там же в 1976 году вышла первая большая подборка стихов с предисловием В.Н. Соколова. Первая книга стихов «Время прибытия» (с предисловием Соколова) была выпущена издательством «Молодая гвардия» в 1980-м году. Прозу Поляков всерьез начал писать в 1980-м, это был первый вариант повести «Сто дней до приказа». Первые знаменитые повести Полякова – «ЧП районного масштаба» (1985) и «Сто дней до приказа» (1987). В 1989 году выходит повесть «Апофегей», затем опубликованы повести «Парижская любовь Кости Гуманкова» (1991), «Демгородок» (1993), роман-эпиграмма «Козленок в молоке» (1995), «Замыслил я побег…» (1999). В 2001-2004 гг. Юрий Поляков опубликовал цикл «Плотские повести», вышли в свет его книги «Грибной царь» (2004), «Гипсовый трубач, или Конец фильма» (2008) и «Гипсовый трубач. Дубль два» (2009).
По произведениям Юрия Полякова сняты фильмы: «Работа над ошибками» (1987), «ЧП районного масштаба» (1988), «Сто дней до приказа» (1989), «Левая грудь Афродиты» (1999), «Игра на вылет» (2000), «Замыслил я побег…» (2003), «Козленок в молоке» (2004), «Парижская любовь Кости Гуманкова» (2007). Поляков является соавтором сценария известного фильма С. Говорухина «Ворошиловский стрелок» (1997). С успехом идут в театрах страны и за рубежом пьесы Ю. Полякова «Контрольный выстрел», «Халам-бунду», «Левая грудь Афродиты», «Хомо эректус», «Женщины без границ», «Демгородок» и другие.
Произведения Полякова переведены на многие языки стран ближнего и дальнего зарубежья, включены в школьные и вузовские курсы современной российской литературы.
На протяжении всего своего творческого пути Юрий Поляков многогранную писательскую деятельность сочетает с активной журналистской, редакторской работой и публицистическими выступлениями в периодической печати. В статьях он дает анализ происходящих в России духовных и социально-политических процессов. Свою публицистику автор объединил в книги: «От империи лжи – к республике вранья» (1997) и «Порнократия» (2000).
С 2001 года Ю. Поляков возглавляет «Литературную газету», которая, отказавшись от либеральной моноидеологии, пытается восстановить единое идейно-эстетическое пространство российской литературы.
Писатель удостоен многих литературных и общественных наград.
Наиболее значительным произведением Ю. Полякова стал роман «Замыслил я побег…» (1999), который, по мнению критиков, явился одной из вершин отечественной реалистической прозы конца века.
В настоящее время опубликован ряд статей, посвященных творчеству Ю.М. Полякова и роману «Замыслил я побег…».
Игорь Ядыкин в статье «Четыре измерения Юрия Полякова» определяет основные черты стиля писателя. Николай Кузин и Владимир Бондаренко в статьях о романе Полякова «Грибной царь» также выходят к общей проблематике творчества и особенностям художественного стиля Ю.М. Полякова.
Лев Аннинский в статье «Повороты Юрия Полякова», обращаясь к романам «Замыслил я побег…», «Возвращение блудного мужа», «Грибной царь», контурно намечает сверхзадачу автора, смысл характера героя, круг проблем в романе «Замыслил я побег…» в сопоставлении с другими романами.
А.Ю. Большакова в статье «Время и временщики в мирах Юрия Полякова» рассматривает тип героя-временщика, носителя идеи «машиноравности», в котором сосредоточены тревожные раздумья автора о судьбах России в цивилизационном разломе. Исследовательница обращается к роману Полякова «Апофегей», сопоставляя его с другими произведениями писателя.
Из сказанного выше мы можем сделать вывод, что исследователи обращались лишь к рассмотрению отдельных особенностей романа «Замыслил я побег…». Очевидна необходимость целостного изучения романа: всех его тем, проблемного поля, системы образов, композиционно-стилистических особенностей. В системном рассмотрении формально-содержательного единства романа будет заключаться новизна нашего исследования. Актуальность изучения романа Ю.М. Полякова «Замыслил я побег…» обусловлена необходимостью глубинного изучения поэтики писателя на материале конкретных произведений, значимостью проблем современного литературоведения, которые при этом будут решаться.
Объектом исследования дипломной работы является роман Ю.М. Полякова «Замыслил я побег…» (1999).
Предметом исследования являются темы произведения, система образов, в том числе центральный образ, особенности композиции и стиля романа, сама эпоха, обусловившая появление и художественные особенности произведения.
Материалом исследования является роман «Замыслил я побег…».
Цель исследования: изучить роман Ю.М. Полякова «Замыслил я побег…» как художественное целое.
Для достижения цели исследования необходимо решить следующие задачи:
Методы исследования: биографический, социологический методы, герменевтический подход.
Список литературы
I.Источники:
II. Теоретико-методологическая литература:
III. Научно-исследовательская и критическая литература:
IV. Справочная литература:
Общий объем: 74 стр.
Год: 2010
Год | 2010 |
---|---|
Количество страниц | 74 |
Тип работы | Дипломная работа |
Не нашли то, что искали?
Сообщите нам тему работы, и мы подберём информацию по вашему запросу!
Свяжитесь с нами!