Содержание
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы изучения гротеска 6
1.1 Гротеск как литературный прием 6
1.2 Особенности романтического гротеска 10
Глава 2. Использованием приема гротеска в повести Н.В. Гоголя «Вечера на хуторе близ Диканьки» 14
2.1 Особенности гоголевской фантастики 14
2.2 Фантастика как гротескный прием в «Вечерах на хуторе близ Диканьки» Н.В. Гоголя 16
2.3 Гротеск и сюжетно-композиционная организация цикла 20
Заключение 24
Список использованной литературы 26
Введение
Актуальность темы курсовой работы обусловлена тем, что литературный гротеск представляет собой явление, которое бытует как в древней, так и в современной литературе. С течением времени развивалось и менялось представление о том, что такое гротеск. Однако до настоящего времени теория гротеска окончательно не выстроена, а без нее невозможно адекватно оценивать различные формы гротеска, изменчивость гротескового художественного мышления.
Несмотря на огромное количество исследований, монографий, научных статей и диссертаций, посвященных творчеству Н.В. Гоголя в целом и гротеску в его произведениях, интерес к писателю в настоящее время не угасает, так как те вопросы, проблемы и противоречия, которые интересовали Гоголя, являются неразрешимыми и по сей день. Поэтика произведений писателя содержит множество фантастических элементов, которые требуют своего научного объяснения, анализа их мифопоэтической основы, функций, которые они выполняют в произведениях, их соотношения с элементами христианскими.
Н.В. Гоголь появился в русской литературе тогда, когда романтическая и таинственная повесть становились необыкновенно модными и популярными: в обществе зачитывались произведениями Э.Т.А. Гофмана, рассказывались различные устрашающие истории о ведьмах и колдунах, о мертвецах, которые встают из могил.
В русском литературоведении сложились определенные взгляды на гротекс в произведениях Н.В. Гоголя, который в своем творчестве развивал тенденции в области фантастического, идущие в русской литературе от А.С. Пушкина. Фантастическое в творчестве Гоголя интерпретировалось исследователями и как нечто сверхъестественное, и как нечто непонятное, необъяснимое.
Гоголь чувствовал противоречивость человеческой природы, ее двойственность, природу трагических сторон человеческого бытия, в которых оказываются люди. Божественное в концепции Гоголя – это естественное, это мир, развивающийся закономерно. Напротив, демоническое – это сверхъестественное, мир, выходящий из колеи. Однако писатель понимал, что для описания этой противоречивости не хватает чего-то, привлекательного для читателя. И таким привлекательным становится у Гоголя фантастическое, сказочное, невероятное.
В фантастических произведениях Гоголя действие происходит в реальном, обычном мире, в котором случаются и необъяснимые, иррациональные события. В нем нет четких границ между реальным и неведомым, между миром живых и потусторонним миром, между жизнью и смертью; его населяют призраки, ведьмы, странные персонажи, чудовища. Внутренний мир героев Гоголь показывает в состоянии беспокойства, тревоги, страха, его персонажи теряют чувство реальности, своего «я» при встрече с необъяснимыми явлениями.
Однако все таинственное, фантастическое у Гоголя происходит на фоне реального, писатель никогда не превышает чувства меры, а фантастические образы являются психологически мотивированными. Фантастическое у Гоголя – это не столько образы нечистой силы, сколько описание дьявольского начала внутри человека.
Предметом исследования в данной курсовой работе явилось гротеск как форма художественного мышления эпохи романтизма.
Объект исследования – гротеск как способ художественного выражения фантастического в повестях Н.В. Гоголя.
Цель исследования – анализ гротеска как приема романтизма в повести Н.В. Гоголя «Вечера на хуторе близ Диканьки».
Данная цель предполагает решение следующих задач:
1. анализ гротеска как литературного приема;
2. выявление особенностей романтического гротеска;
3. анализ специфики гоголевской фантастики;
4. анализ фантастики как гротескного приема в «Вечерах на хуторе близ Диканьки»;
5. выявление роли гротеска в сюжетно-композиционной организации цикла.
В работе были использованы следующие методы исследования: анализ теоретической литературы по теме исследования, аналитический метод, сравнительный метод.
Материалом для исследования послужила повесть Н.В. Гоголя «Вечера на хуторе близ Диканьки».
Структура курсовой работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.
Список литературы
1. Бахтин М.М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса. – 2-е изд. – М.: Художественная литература, 1990.
2. Васильев Л.М. Современная лингвистическая семантика. – М., 1990.
3. Воропаев В.А. Современное прочтение Гоголя // Современное прочтение русской классической литературы XIX века: В 2 т. – Т. 1. – М.: Пашков дом, 2007.
4. Гаджиева Т.Б. Нравственный и эстетический идеал Н.В. Гоголя в повестях миргородского цикла: Дисс. … канд. филол. наук. – Махачкала, 2008. – 139 с.
5. Гоголь Н.В. Вечера на хуторе близ Диканьки. – Чебоксары: Че-боксарское книжное издательство, 1980.
6. Гоголь Н.В. Собрание сочинений в 8 т. / Н.В. Гоголь. – М., 1984. – Т. 3.
7. Гофман Э.Т.А. Собрание сочинений: в 6 т. – М., 1991. – Т. 1.
8. Дормидонова Т.Ю. Гротеск как тип художественной образности (от Ренессанса к эпохе авангарда): Автореф. дис. … канд. филол. наук. – Тверь, 2008.
9. Жуков А.С. Поэтика трагического и ужасного в повестях Н.В. Гоголя: Дис. … канд. филол. наук. – Самара, 2007.
10. Заманова И.Ф. Пространство и время в художественном мире сборника Н.В. Гоголя «Вечера на хуторе близ Диканьки»: Дисс. … канд. филол. наук. – Орел, 2000. – 186 с.
11. История русской литературы XIX века. 1800-1830-е годы. – М.: Просвещение, 1989.
12. Кардаш Е.В. Образная структура «Вечеров на хуторе близ Ди-каньки» Н.В. Гоголя в контексте романтической историософии и эстетики: Дисс. … канд. филол. наук. – СПб., 2006. – 233 с.
13. Лавлинский С.П., Павлов А.М. Фантастическое // Поэтика: сло-варь актуальных терминов и понятий / Под ред. Н.Д. Тамарченко. – М.: Изд-во Кулагиной; Intrada, 2008. – С. 278-281.
14. Лотман Ю.М. Художественное пространство в прозе Гоголя // Лотман Ю.М. В школе поэтического слова: Пушкин. Лермонтов. Гоголь. – М., 1988.
15. Манн Ю. Поэтика Гоголя / Ю. Манн. – М., 1988.
16. Панина М.А. Комическое и языковые средства его выражения: Дис… канд. филол. наук. – М., 1996.
17. Трофимова И.В. «Вечера на хуторе близ Диканьки» Н.В. Гоголя: Особенности сюжетосложения и символика цикла: Дис. … канд. филол. наук. – СПб., 2001.
18. Уткина А.В. Когнитивные модели комического и их репрезентации в русском и английском языках (сравнительно-сопоставительный анализ). – Пятигорск, 2006.
19. Философский словарь / Под ред. И.Т. Фролова. – М.: Политиздат, 1991.
20. Элис П. Гротеск в литературе [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://samlib.ru/p/patrik_e/grotesk.shtml.
Общий объем: 26
Год: 2016
Цена: 500 руб.
Год | 2016 |
---|---|
Количество страниц | 26 |
Тип работы | Курсовая работа |
Не нашли то, что искали?
Сообщите нам тему работы, и мы подберём информацию по вашему запросу!
Свяжитесь с нами!Смотрите также:
Получить бесплатную консультацию
|