Ответы на вопросы по педагогике | Страница 5 из 6

Ответы на вопросы по педагогике

Педагогика пример

21. Основные научные школы в психологии и перспективы развития данной отрасли знаний.

Отличительной чертой психологического знания является наличие в нем большого количества научных направлений, школ и концепций. Научные течения различаются по своему предмету, изучаемым проблемам, понятийному строю, объяснительным схемам. В основе разработки того или иного подхода в психологии всегда лежит процесс использования одной или нескольких базовых категорий, посредством которых объясняются основные проявления психики. Как правило, со временем та или иная категория абсолютизируется, превращается в объяснительный принцип, подчиняет себе остальные категории, оформляя тем самым особое научное направление. Представители определенных научных направлений, разделяющие общий подход к пониманию психического и методы его изучения, имеющие, как правило, известного научного лидера, могут образовывать научную школу. Каждый из представленных в науке теоретических подходов к пониманию психического имеет свою историю возникновения, существования и развития. Вместе с тем каждый новый подход не отменял всего предыдущего, а лишь вносил свое понимание в общую «копилку» психологической науки. Поэтому в психологии, как, впрочем, и в любой другой науке, нельзя ставить вопрос: какой подход наиболее верный? Все подходы имеют свои достоинства и недостатки.

Более существенным является вопрос о том, какие познавательные задачи позволяет решить тот или иной подход. Именно этим и определяется его место в структуре науки и его роль в истории психологии.
В психологии на разных этапах ее развития в качестве основного предмета исследования рассматривались такие понятия, как «душа», «сознание», «поведение», «бессознательное», «психика» и др. Самым первым предметом изучения психологии была душа. И в наше время, и много лет назад для объяснения поведения других людей было принято ссылаться на проявления их души как некоторого фактора, значимого для понимания ситуаций взаимодействия и общения, но недоступного для непосредственного восприятия. Большой вклад в развитие представлений о душе внесли древние греки, трактовавшие душу как: искорку, часть вечно живого огня, которая течет и изменяется как ручей (Гераклит); соединение атомов (Демокрит); результат смешения трех жидкостей — крови, желчи и слизи (Гиппократ); часть универсальной, бессмертной мировой души, которая соединяется с телом (Сократ, Платон); форму живого тела и цель его существования (Аристотель). Период Средних веков характеризуется влиянием на представления о душе как бессмертной инстанции (Фома Аквинский, 1225—1274) религиозных учений — христианства и ислама.
В конце XVII в. с приходом в естествознание строго «причинного мировоззрения» душа как объяснительный принцип и первопричина всех движений была исключена из науки. Следующим в общей хронологии предметов научного изучения психологии было сознание. Психологическое знание пытались построить на основе собственных переживаний ученого — явлений индивидуального создания. Мысли, желания, чувства, воспоминания, которые каждый человек знает по личному опыту, представлялись единственной несомненной реальностью, которую следует изучать, поскольку эти явления человек фактически наблюдает, находит в себе, изучая свою «внутреннюю душевную деятельность». Отсюда единственно возможным методом исследования была признана интроспекция — самонаблюдение человека за явлениями своего индивидуального сознания. Основоположником интроспективного изучения сознания можно считать Джона Локка, который считал, что явления сознания являются такими же бесспорными фактами внутреннего опыта, какими являются факты внешнего опыта, изучаемые прочими науками. Развитие идей о явлениях сознания находит свое продолжение в психологии ассоционизма (XVIII — сер. XIX вв.), которая всю душевную жизнь представляла как процесс образования и смены (по законам ассоциаций) все более сложных образов и их сочетаний с действиями (Д. Гартли, Дж. Милль, А. Бэн, Г. Спенсер). Дальнейшее развитие традиций изучения сознания можно связать с именами В.Вундта и Ф. Брентано, каждый из которых предложил свою программу построения психологии как науки.

В первой трети XX в. появилось несколько крупных психологических научных школ, резко противопоставивших друг другу свои теории, факты и объяснительные принципы. Старая интроспективная концепция, трактовавшая психологию как науку о сознании, состав которого проясняется благодаря самонаблюдению, утрачивает свое влияние.

Одно из крупнейших направлений в зарубежной психологии, возникшее в Германии в первой половине XX в. и выдвинувшее в качестве центрального тезис о необходимости целостного подхода к анализу сложных психических явлений, — гештальтпсихология. Основным положением новой школы стало утверждение о том, что первичными данными психологии являются целостные структуры — гешталъты, не выводимые из компонентов, образующих гештальт. Исследования, проведенные представителями данного направления (М.Вертгеймер, К. Коффка, В. Келер) в области восприятия и мышления, позволили выявить ряд феноменов (например, инсайт как мгновенное схватывание ситуации) и законов (например, законы «фигуры и фона», «транспозиции», «хорошей формы» и пр.). Эти данные активно используются военными психологами, разрабатывающими психологические аспекты маскировки, введения противника в заблуждение, создания контекста неопределенности в ходе боевых действий.

Преодолению ограниченности круга изучаемых психологией явлений рамками сознания способствовало выделение в качестве основного предмета изучения поведения. Это было сделано в бихевиоризме. Бихевиоризм — одно из ведущих направлений в психологии, предметом изучения которого является поведение как совокупность отношений «стимул —реакция».

Классический бихевиоризм сводил психику к различным, преимущественно двигательным, формам поведения, понимаемого как совокупность реакций организма на стимулы внешней среды. Так, например, мышление отождествлялось с речедвигательными актами, эмоции — с изменениями внутри организма и т.д. Соответственно развитие человека сводилось к образованию условных реакций — любых ответов организма на изменение во внешней или внутренней среде — от биохимической реакции отдельной клетки до сложного поведенческого акта. С 20-х гг. XX в. начался распад бихевиоризма на ряд направлений, сочетающих основную доктрину с элементами других теорий (гештальтпсихологии, психоанализа). Необихевиоризм дополняется понятием о «промежуточных переменных» как факторах (мотивация, состояния, когнитивные структуры), служащих опосредующим звеном между стимулом и мышечными движениями. Объяснительными факторами формирования и модификации поведения человека выступают такие понятия, как «модель» (наблюдение за моделью, представляющей собой одобряемый или осуждаемый образец поведения) и «подкрепление» (негативное и позитивное). Провозглашая поведение в качестве основного явления, наглядного и доступного для изучения, бихевиористы, по сути дела, отрицали творческую сущность человека, оставляя за рамками изучения его богатый и противоречивый внутренний мир.

На противоречивость внутреннего мира обратил внимание автор другого теоретического направления — фрейдизма австрийский врач и психолог Зигмунд Фрейд (1858 — 1939). Богатая медицинская практика позволила 3. Фрейду сделать вывод о том, что источником многих заболеваний являются неосознаваемые больными комплексы. Будучи вытеснены из сознания, эти психические образования вызывают патологические симптомы (расстройства движений, восприятия, памяти, эмоциональной сферы и др.). На этом основании З.Фрейд высказал предположение, что решающую роль в организации поведения играют бессознательные проявления психической жизни, прежде всего сексуальные. В работах «Исследования истерии» (1895) и «Толкование сновидений» (1900) он выдвинул основные положения психоанализа как концепции личности и техники лечения нервно-психических расстройств. Говоря о вкладе психоанализа, и прежде всего его создателя З.Фрейда, в развитие предметной сферы психологии, следует отметить следующее. Значительно расширив рамки представлений о психическом, показав его сложную динамику, З.Фрейд тем не менее склонил чашу весов значимости элементов в оппозиции «сознательное — бессознательное» в пользу последнего. Связь человека с социумом и влияние социума на человека представлялись в значительной мере негативно окрашенными. Социум порождал травмирующие переживания, аффективные комплексы у человека. Одновременно и само социальное окружение оказывалось подверженным воздействию иррациональных, зачастую негативных влечений и инстинктов человека. Такая трактовка находит оправданную критику со стороны многих психологов, в том числе и учеников З.Фрейда.

Наиболее выраженной оппозицией признанию зависимой от различных факторов природы человека (от внешних стимулов в бихевиоризме; от вытесненных из сознания травмирующих переживаний в психоанализе) явились идеи гуманистической психологии (Г.Олпорт, Ф.Перлз, К.Роджерс, А.Маслоу). Представители гуманистической психологии признавали за человеком право на его уникальность, способность к управлению собственным развитием и творческой самореализации, к достижению «идеального Я». Одной из основ гуманистической психологии стал экзистенциализм — философское течение, ориентированное на проблемы личностного выбора и ответственности в определении смысла существования.

Сторонники этого направления убеждены, что поведение человека детерминируется не инстинктами, внутренними конфликтами или внешними стимулами, а личным восприятием реальности. Люди сами себя контролируют, их поведение определяется способностью выбирать, как думать и поступать. Эти выборы продиктованы уникальным восприятием человеком мира. Таким образом, человек обладает определенной степенью свободы от внешней детерминации благодаря смыслам и ценностям, которыми он руководствуется в своем выборе.

Важным направлением, характеризующим социальную ориентированность психологии, признающим ведущую роль общественно-исторического фактора в развитии психики, стало использование в отечественной психологии в качестве системообразующей интегральной категории предметной деятельности(С.Л.Рубинштейн, М.Я. Басов, А. Н.Леонтьев). Именно продуктивная деятельность по преобразованию окружающего мира отличает человека от всех других живых существ. В продукте деятельности оказывается воплощенным тот «идеальный образ», который существует в сознании человека. Деятельность — это форма психической активности субъекта, заключающаяся в мотивированном достижении сознательно поставленной цели, связанной с познанием или преобразованием объекта.
Реализуя преобразующие действия с предметным миром, осуществляя сознательную регуляцию своего поведения и действий, человек изменяет и свою психическую природу. Посредством деятельности человек включается в систему общественных связей и отношений. При этом усвоение общественного опыта в ходе совместной деятельйости приводит к «перенесению внутрь» — интериоризации — внешних действий и социальных отношений. А это в конечном итоге приводит к формированию социально обусловленных качеств человека, к развитию высших психических функций, характеризующихся (в отличие от «натуральных» функций, имеющих природное происхождение) произвольностью и осознанностью (Л.С.Выготский).

В ходе интериоризации структура внешней деятельности трансформируется и «сворачивается», с тем чтобы вновь трансформироваться и «развернуться» в процессе экстериоризации, когда на основе сформированной психической функции строится «внешнее» социальное отношение.

22. Профессиональная компетентность педагога: сущность, структура, содержание.

Педагогическая профессия, как мы уже отмечали, является одновременно преобразующей и управляющей. А для того чтобы управлять развитием личности, нужно быть компетентным. Понятие профессиональной компетентности педагога поэтому выражает единство его теоретической и практической готовности к осуществлению педагогической деятельности и характеризует его профессионализм.

Содержание подготовки педагога той или иной специальности представлено в квалификационной характеристике — нормативной модели компетентности педагога, отображающей научно обоснованный состав профессиональных знаний, умений и навыков. В общем виде психолого-педагогические знания определены учебными программами. Психолого-педагогические и специальные (по предмету) знания — необходимое, но отнюдь не достаточное условие профессиональной компетентности. Многие из них, в частности теоретико-практические и методические знания, являются предпосылкой интеллектуальных и практических умений и навыков. Педагогическое умение — это совокупность последовательно развертывающихся действий, часть из которых может быть автоматизирована (навыки), основанных на теоретических знаниях и направленных на решение задач развития гармоничной личности. Такое понимание сущности педагогических умений подчеркивает ведущую роль теоретических знаний в формировании практической готовности будущих учителей, единство теоретической и практической подготовки, многоуровневый характер педагогических умений (от репродуктивного до творческого) и возможность их совершенствования путем автоматизации отдельных действий.

Структура профессиональной компетентности учителя может быть раскрыта через педагогические умения. Модель профессиональной готовности целесообразно строить от наиболее общих к частным умениям. Таким наиболее общим умением является умение педагогически мыслить и действовать, теснейшим образом связанное с умением подвергать факты и явления теоретическому анализу. Объединяет эти два крайне важных умения то, что в их основе лежит процесс перехода от конкретного к абстрактному, который может протекать на интуитивном, эмпирическом и теоретическом уровнях. Доведение умения до теоретического уровня анализа — одна из важнейших задач обучения будущих учителей педагогическому мастерству. В идеале полное соответствие учителя требованиям квалификационной характеристики означает сформированность интегрирующего в себе всю совокупность педагогических умений умения педагогически мыслить и действовать.

Вне зависимости от уровня обобщенности педагогической задачи законченный цикл ее решения сводится к триаде «мыслить — действовать — мыслить» и совпадает с компонентами педагогической деятельности и соответствующими им умениями. В результате модель профессиональной компетентности учителя выступает как единство его теоретической и практической готовности. Педагогические умения здесь объединены в четыре группы.

1. Умения «переводить» содержание объективного процесса воспитания в конкретные педагогические задачи: изучение личности и коллектива для определения уровня их подготовленности к активному овладению новыми знаниями и проектирование на этой основе развития коллектива и отдельных учащихся; выделение комплекса образовательных, воспитательных и развивающих задач, их конкретизация и определение доминирующей задачи.

2. Умения построить и привести в движение логически завершенную педагогическую систему: комплексное планирование образовательно-воспитательных задач; обоснованный отбор содержания образовательного процесса; оптимальный выбор форм, методов и средств его организации.

3. Умения выделять и устанавливать взаимосвязи между компонентами и факторами воспитания, приводить их в действие: создание необходимых условий (материальных, морально-психологических, организационных, гигиенических и др.); активизация личности школьника, развитие его деятельности, превращающей его из объекта в субъект воспитания; организация и развитие совместной деятельности; обеспечение связи школы со средой, регулирование внешних непрограммируемых воздействий.

4. Умения учета и оценки результатов педагогической деятельности: самоанализ и анализ образовательного процесса и результатов деятельности учителя; определение нового комплекса доминирующих и подчиненных педагогических задач.

23. Образование как педагогический процесс. Педагогическое взаимодействие.

Система понятий представленная во взаимосвязи их друг с другом есть не что иное, как одно развитое понятие, выражающее сущность предмета данной науки. Для педагогики роль такого стержневого понятия выполняет педагогический процесс. Оно, с одной стороны, обозначает весь комплекс явлений, которые изучаются педагогикой, а с другой — выражает сущность этих явлений Анализ понятия «педагогический процесс» поэтому выявляет существенные черты явлений образования как педагогического процесса в отличии от других родственных ему явлений.

Рассмотрение педагогического процесса как целостности возможно с позиций системного подхода, который позволяет увидеть в нем прежде всего систему — педагогическую систему (Ю. К. Бабанский).
Под педагогической системой нужно понимать множество взаимосвязанных структурных компонентов, объединенных единой образовательной целью развития личности и функционирующих в целостном педагогическом процессе.

Педагогический процесс, таким образом, представляет собой специально организованное взаимодействие педагогов и воспитанников (педагогическое взаимодействие) по поводу содержания образования с использованием средств обучения и воспитания (педагогических средств) с целью решения задач образования, направленных на удовлетворение потребностей как общества, так и самой личности в ее развитии и саморазвитии.

Педагогический процесс осуществляется в специально организованных условиях, которые связаны прежде всего с содержанием и технологией педагогического взаимодействия. Таким образом, выделяются два компонента педагогического процесса и системы: содержание образования и средства образования(материально-технические и педагогические — формы, методы, приемы).

Взаимосвязи таких компонентов системы, как педагоги и воспитанники, содержание образования и его средства, порождают реальный педагогический процесс как динамическую систему. Они необходимы и достаточны для возникновения любой педагогической системы (А. И. Мищенко).

Цель образования как совокупность требований общества в сфере духовного воспроизводства, как социальный заказ является детерминантой (предпосылкой) возникновения педагогических систем.
Таким образом, цель, будучи выражением заказа общества и интерпретированная в педагогических терминах, выступает в роли системообразующего фактора, а не элемента педагогической системы, т. е. внешней по отношению к ней силы. Педагогическая система создается с ориентацией на цель. Способами (механизмами) функционирования педагогической системы в педагогическом процессе являются обучение и воспитание, от педагогической инструментовки которых зависят те внутренние изменения, которые происходят как в самой педагогической системе, так и в ее субъектах — педагогах и воспитанниках.

Воспитание — это специально организованная деятельность педагогов и воспитанников для реализации целей образования в условиях педагогического процесса. Обучение — специфический способ образования, направленный на развитие личности посредством организации усвоения обучающимися научных знаний и способов деятельности.

Воспитание и обучение как способы осуществления педагогического процесса составляют, таким образом, технологии образования, в которых фиксируются целесообразные и оптимальные шаги, этапы, ступени достижения выдвинутых целей образования. Педагогическая технология — это последовательная, взаимообусловленная система действий педагога, связанных с применением той или иной совокупности методов воспитания и обучения, осуществляемых в педагогическом процессе с целью решения различных педагогических задач: структурирование и конкретизация целей педагогического процесса; преобразование содержания образования в учебный материал; анализ меж предметных и внутри предметных связей; выбор методов, средств и организационных форм педагогического процесса и т.д.

Именно педагогическая задача является элементарной единицей педагогического процесса, для решения которой на каждом конкретном его этапе организуется педагогическое взаимодействие. Педагогическая деятельность в рамках любой педагогической системы, в свою очередь, может быть представлена как взаимосвязанная последовательность решения бесчисленного множества задач разного уровня сложности, в которое неизбежно включены во взаимодействии с педагогами и воспитанники. Педагогическая задача — это материализованная ситуация воспитания и обучения (педагогическая ситуация), характеризующаяся взаимодействием педагогов и воспитанников с определенной целью.

24. Понятие о методологии педагогики. Методологическая культура педагога.

Наука может развиваться лишь в том случае, если она будет пополняться все новыми и новыми фактами. В свою очередь, для их накопления и интерпретации нужны научно обоснованные методы исследования. Последние обнаруживают свою зависимость от совокупности теоретических принципов, получивших в науковедении название методологических.

Не только педагоги-практики, но и исследователи нередко за понятием «методология» видят нечто абстрактное, далекое от реальной жизни и от образовательной практики. Между тем методология — это «система принципов и способов организации и построения теоретической и практической деятельности». Видный психолог С.Л.Рубинштейн писал, что «вопросы большой теории, правильно поставленные и верно понятые, это вместе с тем и практические вопросы большой значимости. По-настоящему видеть крупные теоретические проблемы это значит видеть их в соотношении с конкретными вопросами жизни».

Есть и другие определения методологии как «учения о методе научного познания и преобразования мира». В современной литературе под методологией понимают прежде всего методологию научного познания, т.е. учение о принципах построения, формах и способах научно-познавательной деятельности. Методология науки дает характеристику компонентов научного исследования его объекта, предмета анализа, задач исследования, совокупности исследовательских средств, необходимых для их решения, а также формирует представление о последовательности движения исследователя в процессе решения исследовательских задач.

Эти определения методологии не противоречат друг другу. Более того, они отражают процесс постепенного развития области методологической рефлексии, осознание исследователями собственной деятельности, вынесение такой рефлексии за рамки индивидуального опыта. Исходя из этого, методологию педагогической науки следует рассматривать как совокупность теоретических положений о педагогическом познании и преобразовании действительности.

Всякая методология выполняет регулятивные, нормативные функции. В этом, собственно, и состоит ее назначение. Но методологическое знание может выступать либо в дескриптивной (описательной), либо в прескриптивной (нормативной) форме, т.е. в форме предписаний, прямых указаний к деятельности (Э.Г.Юдин).

Дескриптивная методология как учение о структуре научного знания, закономерностях научного познания служит ориентиром в процессе исследования, а прескриптивная направлена на регуляцию деятельности. В нормативном методологическом анализе преобладают конструктивные задачи, связанные с разработкой положительных рекомендаций и правил осуществления научной деятельности. Дескриптивный же анализ имеет дело с ретроспективным описанием уже осуществленных процессов научного познания. В структуре методологического знания Э. Г. Юдин выделяет четыре уровня: философский, общенаучный, конкретно-научный и технологический. Содержание первого, высшего, философского уровня методологии составляют общие принципы познания и категориальный строй науки в целом. Методологические функции выполняет вся система философского знания. Второй уровень — общенаучная методология — представляет собой теоретические концепции, применяемые ко всем или к большинству научных дисциплин. Третий уровень — конкретно-научная методология, т.е. совокупность методов, принципов исследования и процедур, применяемых в той или иной специальной научной дисциплине. Методология конкретной науки включает в себя как проблемы, специфические для научного познания в данной области, так и вопросы, выдвигаемые на более высоких уровнях методологии, такие, например, как проблемы системного подхода или моделирование в педагогических исследованиях. Четвертый уровень — технологическая методология — составляют методика и техника исследования, т.е. набор процедур, обеспечивающих получение достоверного эмпирического материала и его первичную обработку, после которой он может включаться в массив научного знания. На этом уровне методологическое знание носит четко выраженный нормативный характер.

Все уровни методологии образуют сложную систему, в рамках которой между ними существует определенное соподчинение. При этом философский уровень выступает как содержательное основание всякого методологического знания, определяя мировоззренческие подходы к процессу познания и преобразования действительности.

Высшим уровнем профессиональной готовности педагога является наличие у него методологической культуры, основными признаками которой выступают:

• понимание процедур, «закрепленных» за категориями философии и за основными понятиями, образующими концептуальный каркас педагогической науки;
• осознание различных понятий образования как ступеней восхождения от абстрактного к конкретному;
• установка на преобразование педагогической теории в метод познавательной деятельности;
• направленность мышления педагога на генезис педагогических форм и их «целостнообразующие» свойства;
• потребность воспроизводить практику образования в понятийно-терминологической системе педагогики;
• стремление выявить единство и преемственность педагогического знания в его историческом развитии;
• критическое отношение к «самоочевидным» положениям, к аргументам, лежащим в плоскости обыденного педагогического сознания;
• рефлексия по поводу предпосылок, процесса и результатов собственной познавательной деятельности, а также движения мысли других участников педагогического процесса;
• доказательное опровержение антинаучных позиций в области человекознания;
• понимание мировоззренческих, гуманистических функций педагогики.

Овладевая методологией, учитель начинает мыслить опираясь на ее принципы, и в этом отношении его мышление становится «принципиальным», отличающимся надситуативной активностью. На уровне частной научной методологии особенно значимым является освоение принципов единства образования и социальной политики, целостного подхода, расширения совокупного субъекта образования, приоритета воспитательных целей в целостном педагогическом процессе.

Формирование методологической культуры будущего педагога опирается на понимание сущности методологии познания и преобразования педагогических процессов. Важно преодолеть бытующие еще представления о методологии как системе принципов, относящихся лишь к логике научного исследования, раскрыть их значение для повседневной практики обучения и воспитания, совершенствования управления целостным педагогическим процессом.

Диалектический подход, ориентированный на формирование у будущего учителя методологической культуры, включает в себя ряд последовательно развертывающихся звеньев: побуждение студентов к осознанию и разрешению заключенного в предъявленной им ситуации противоречия; обнажение непродуктивности решений, опирающихся на обыденный опыт, суждения здравого смысла, показ их односторонности, метафизичности; демонстрация путей продуктивного разрешения проблемной ситуации на основе требований диалектической логики; обобщение опыта работы над предложенным заданием и возможностей переноса усвоенной логики в различные сферы педагогической практики.

25. Обучение как способ организации педагогического процесса. Структура процесса обучения.

Обучение — самый важный и надежный способ получения систематического образования. Отражая все существенные свойства педагогического процесса (двусторонность, направленность на гармоничное развитие личности, единство содержательной и процессуальной сторон), обучение в то же время имеет и специфические качественные отличия.

Будучи сложным и многогранным специально организуемым процессом отражения в сознании ребенка реальной действительности, обучение есть не что иное, как специфический процесс познания, управляемый педагогом. Именно направляющая роль учителя обеспечивает полноценное усвоение школьниками знаний, умений и навыков, развитие их умственных сил и творческих способностей.

Познавательная деятельность — это единство чувственного восприятия, теоретического мышления и практической деятельности. Она осуществляется на каждом жизненном шагу, во всех видах деятельности и социальных взаимоотношений учащихся (производительный и общественно полезный труд, ценностно-ориентационная и художественно-эстетическая деятельность, общение), а также путем выполнения различных предметно-практических действий в учебном процессе (экспериментирование, конструирование, решение исследовательских задач и т.п.). Но только в процессе обучения познание приобретает четкое оформление в особой, присущей только человеку учебно-познавательной деятельности, или учении.
Обучение всегда происходит в общении и основывается на вербально-деятельностном подходе. Слово одновременно является средством выражения и познания сущности изучаемого явления, орудием коммуникации и организации практической познавательной деятельности школьников. Оно тесно связано также с ценностно-ориентационной деятельностью, имеющей своей целью формирование личностных смыслов и осознание социальной значимости предметов, процессов и явлений окружающей действительности.

Обучение, как и всякий другой процесс, связано с движением. Оно, как и целостный педагогический процесс, имеет задачную структуру, а следовательно, и движение в процессе обучения идет от решения одной учебной задачи к другой, продвигая ученика по пути познания: от незнания к знанию, от неполного знания к более полному и точному. Обучение не сводится к механической передаче знаний, умений и навыков. Это двусторонний процесс, в котором в тесном взаимодействии находятся педагоги и воспитанники (учащиеся): преподавание и учение. При этом преподавание должно рассматриваться условно, так как учитель не может ограничиться только изложением знаний — он развивает и воспитывает, т.е. осуществляет целостную педагогическую деятельность.

Деятельность учителя как организатора и руководителя всей учебной работой учащихся всегда высоко оценивалась прогрессивными мыслителями. А. Дистервег писал, что учитель — «солнце для вселенной». Высоко она оценивается и сейчас. Однако необходимо отчетливо представлять себе и роль самого ученика, так как он является центральным звеном основного и исходного отношений в педагогическом процессе. Успех обучения в конечном итоге определяется отношением школьников к учению, их стремлением к познанию, способностью осознанно и самостоятельно приобретать знания, умения и навыки, активностью. Ученик не только объект обучающих воздействий, он субъект специально организуемого познания, субъект педагогического процесса. Поскольку развитие ученика происходит только в процессе его собственной деятельности, то основой обучения следует считать не преподавание, а учение.