Диплом Возрастные особенности восприятия музыки учащимися среднего школьного возраста в ДШИ

Возрастные особенности восприятия музыки учащимися среднего школьного возраста в ДШИ

Дипломная работа

3 500 руб. 2 000 руб.


Дипломная работа — пример

Артикул: 2180. Категория: .

Содержание

Введение 3
Глава 1. Теоретические основы изучения возрастных особенностей восприятия музыки 7
1.1 Характеристика понятия «восприятие музыки» в научной литературе 7
1.2 Возрастные физиологические и психолого-педагогические особенности восприятия музыки детьми среднего школьного возраста 16
1.3 Содержание и принципы развития восприятия музыки у детей среднего школьного возраста в ДШИ 26
Глава 2. Исследование особенностей восприятия музыки детьми среднего школьного возраста в ДШИ 38
2.1 Изучение исходного уровня восприятия музыки детьми среднего школьного возраста в ДШИ (констатирующий этап) 38
2.2 Методы и приемы работы по развитию восприятия музыки детьми среднего школьного возраста в ДШИ 48
2.3 Оценка эффективности опытно-практической работы работы по развитию восприятия музыки детьми среднего школьного возраста в ДШИ 60
Заключение 64
Список использованной литературы 67
Приложение 1. Анкета для учащихся 72
Приложение 2. Анкета для родителей 73

 

Введение

Актуальность исследования дипломной работы. Музыка наряду с другими видами искусства воздействует на человека, непосредственно обращаясь к его душе, миру его переживаний и настроений. Музыка – это язык чувств, модель че-ловеческих эмоций. Музыка играет огромную роль в процессе воспитания духовности, культуры чувств, развития эмоциональной и познавательной сторон личности человека.
Однако сказанное относится только к тем музыкальным произведениям, которые являются образцами высокохудожественными, общепризнанными. Современная музыка, к сожалению, не открывает перед слушателями новых духовных горизонтов, многие музыкальные произведения являются антихудожественными и бессодержательными.
Именно поэтому воспитание духовной, гармоничной, образованной личности с помощью музыки в настоящее время является одной из наиболее актуальных тем в педагогике, психологии и музыкознании.
Восприятие музыки – это сложный психологический процесс для лю-бого человека, в том числе и для детей среднего школьного возраста. Это связано, с одной стороны, с тем, что восприятие музыки традиционно сложнее восприятия произведений других видов искусств, а с другой – с возрастными физиологическими и психолого-педагогическими особенностями восприятия музыки детьми среднего школьного возраста. В подростковый период музыкально-эстетическое воспитание становится более глубоким. Интересы подростков становятся более разнообразными, они начинают интересоваться общественной жизнью. Для них важны личные успехи в разных областях их жизни и деятельности, поэтому им важно чувствовать свою индивидуальность, иметь возможность проявлять себя, но с другой стороны – подростки хотят быть частью группы, коллектива, они с радостью участвуют в общем деле.
В среднем школьном возрасте у детей наблюдается своеобразная переоценка ценностей, они стремятся иметь самостоятельную точку зрения, собственные взгляды. Самооценка для подростков имеет даже бoльшую ценность, чем оценка со стороны взрослых. Поэтому развитие детей этого возраста определяется ценностями, которые он усвоил, сформировавшейся самооценкой, образцами, на которые они ориентируются. Средний школьный возраст – это критический период в формировании музыкальных интересов.
Соответственно, возрастные особенности детей среднего школьного возраста во многом определяют специфику учебно-воспитательного процесса по развитию восприятия у них музыки.
Большую роль в развитии восприятия музыки у детей среднего школьного возраста в условиях ДШИ играет музыкальный руководитель, который осуществляет музыкальное воспитание детей.
Музыкальный руководитель отбирает и разучивает с детьми музыкальный материал, который нужно грамотно и выразительно исполнить детям, разрабатывает и планирует усвоение программных навыков, своевременно готовит наглядный материал, пособия, прослушивает грамзаписи, намечает и проводит (если это необходимо) индивидуальные занятия с подгруппами или отдельными детьми.
Актуальность исследования и ее недостаточная изученность в настоя-щее время предопределили выбор темы выпускной квалификационной работы – «Возрастные особенности восприятия музыки детьми среднего школьного возраста в ДШИ».
Несмотря на актуальность темы исследования, в научной и педагогической литературе в настоящее время возрастные особенности восприятия музыки у детей среднего школьного возраста в детской школе искусств изучены недостаточно. Работы Э.Б. Абдуллина, Ю.Б. Алиева, Н.А. Ветлугиной, Д.Б. Кабалевского, В.И. Петрушина, Л.В. Школяра и др. посвящены теории и методике детского музыкального воспитания и обучения. Формированию музыкальной культуры школьников посвящена работа Е.Ю. Глазыриной; развитию творческого потенциала подростков средствами музыкально-просветительских практик – работа О.А. Калимуллиной; формированию музыкально-творческих способностей учащихся в условиях внеклассной работы учреждения дополнительного образования – исследование С.Ю. Крыхтиной; формированию основ музыкального мышления у детей и подростков – работа Н.М. Самохваловой и др. Однако специальных исследований, посвященных особенностям восприятия музыки детьми среднего школьного возраста в ДШИ, в настоящее время практически нет.
Объект исследования – процесс восприятия музыки у детей среднего школьного возраста в ДШИ.
Предмет исследования – методы и приемы работы по развитию вос-приятия музыки у детей среднего школьного возраста в ДШИ.
Цель исследования – исследование возрастных особенностей восприятия музыки детьми среднего школьного возраста в ДШИ.
Данная цель предполагает решение следующих задач:
1. анализ понятия «восприятие музыки» в научной литературе;
2. выделение возрастных физиологических и психолого-педагогических особенностей восприятия музыки детьми среднего школьного возраста;
3. анализ содержания и принципов развития восприятия музыки у детей среднего школьного возраста в ДШИ;
4. изучение исходного уровня восприятия музыки детьми среднего школьного возраста в ДШИ;
5. анализ методов и приемов работы по развитию восприятия музыки у детей среднего школьного возраста в ДШИ;
6. оценка эффективности опытно-практической работы по развитию восприятия музыки у детей среднего школьного возраста в ДШИ.
В работе применялись следующие методы исследования: изучение и анализ психологической и музыкально-педагогической литературы по теме исследования; опытно-практическая работа, включающая 3 этапа: констатирующий, формирующий и контрольный.
Практическая значимость исследования заключается в том, что его результаты могут быть использованы в практике преподавания музыкальных руководителей детской школы искусств.
Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключе-ния, списка использованной литературы и приложений.

Список литературы

1. Абдуллин Э.Б., Николаева Е.В. Методика музыкального образования: учебник для студ. высш. пед. учеб. заведений / Под общ. ред. М.И. Ройтерштейна. – М.: Музыка, 2006. – 336 с.
2. Алиев Ю.Б. Методика музыкального воспитания детей. – Воронеж: НПО «Модэк», 1998. – 352 с.
3. Алиев Ю.Б. Музыка и ее воспитательная функция // Домашнее воспитание. – 1998. – № 4. – С. 57-61.
4. Анисимов В.П. Диагностика музыкальных способностей детей. – М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 2004. – 128 с.
5. Апраксина O.A. Методика музыкального воспитания в школе. – М.: Просвещение, 1983. – 224 с.
6. Белобородова В.К. Музыкальное восприятие школьников / В.К. Белобородова, Г.С. Ригина, Ю.Б. Алиев // Сб. ст. под ред. М.А. Румер. – М.: Педагогика, 1975.
7. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. – М.: Международная педагогическая академия, 1995.
8. Большой толковый словарь русского языка / Сост. и гл. ред. С.А. Кузнецов. – М., 2000.
9. Борисова Е.С. Психологические особенности категориальной организации восприятия музыки учащейся молодежью с разным уровнем музыкального образования: Дис. … канд. псих. наук. – Самара, 2009. – 227 с.
10. Ветлугина Н.А. Модель эстетического отношения ребенка к му-зыке и музыкальной деятельности // Развитие музыкального слуха, певческого голоса и музыкально-творческих способностей. – М., 1982. – С. 15-19.
11. Ветлугина Н.А. Музыкальное развитие ребенка. – М.: Просвещение, 1968. – 415 с.
12. Выготский Л.С. Восприятие и его развитие в детском возрасте: в 6 т. – М.: Педагогика, 1982. – Т. 3. – 295 с.
13. Выготский Л.С. Психология искусства. – 3-е изд. – М.: Искусство, 1986.
14. Вьюнова А.В. Формирование вокально-слухового восприятия в процессе обучения хоровому пению: Дис. … канд. педаг. наук. – М., 2010. – 176 с.
15. Глазырина Е.Ю. Взаимодействие урока музыки и внеклассных занятий в формировании музыкальной культуры школьников: Дис. … канд. педаг. наук. – М., 1991. – 160 с.
16. Готсдинер А.Л. Музыкальная психология. – М.: NB МАГИСТР, 1993. – 190 с.
17. Занков Л.В. Обучение и развитие / Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии / Под ред. И.И. Ильясова, В.Я. Ляудис. – М.: Изд-во Моск. ун-та. 1981. – С. 21-26.
18. Кабалевский Д.Б. Педагогические размышления: Избранные статьи и доклады. – М.: Педагогика, 1986. – 192 с.
19. Казарикова Т.А. Формирование умений проектировать музы-кальную деятельность школьников-подростков у студентов педагогического колледжа в процессе музыкально-педагогической подготовки: Дис. … канд. педаг. наук. – Екатеринбург, 2005.
20. Калимуллина О.А. Развитие творческого потенциала подростков средствами музыкально-просветительских практик: Дис. … канд. педаг. наук. – Казань, 2009. – 243 с.
21. Комисова О.В. Формирование познавательной самостоятельности подростков в школе полного дня: Дис. … канд. педаг. наук. – М., 2009.
22. Крупник Е.П. Психологические особенности восприятия образа // Психологический журнал. – 1985. – № 3. – С. 150-153.
23. Крыхтина С.Ю. Формирование музыкально-творческих способностей учащихся в условиях внеклассной работы учреждения дополнительного образования: Дис. … канд. педаг. наук. – М., 2009.
24. Лейтес Н.С. Возрастная одаренность школьников. – М.: Академия, 2000.
25. Любанова О.Ю. Эмоциональная отзывчивость на музыку в структуре детской музыкальности // Современные проблемы домашнего образования: Материалы Международной научно-практической конференции, посвященной 100-летию со дня рождения А.В. Конеман. – М.: МГПИ, 1996. – С. 26-28.
26. Мазель Л.А. Анализ музыкального произведения / Л.А. Мазель, В.А. Цуккерман. – М.: Музыка, 1967.
27. Маркова А.К. Формирование мотивации ученья: Книга для учителя. – М., 1994.
28. Махинько Е.П. Влияние музыки на развитие личности подростков в процессе хорового исполнительства // Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.edit.muh.ru/content/mag/trudy/10_2009/05.pdf.
29. Медушевский В.В. Интонационная теория в исторической пер-спективе // Советская музыка. – 1985. – № 7. – С. 66-70.
30. Медушевский В. О закономерностях и средствах художественного воздействия музыки. – М.: Музыка, 1976.
31. Медушевский В.В. О содержании понятия «адекватное восприятие» // Восприятие музыки: сб. статей. – М.: Музыка, 1980. – С. 166-177.
32. Мудрик А.В. Время поисков и решений, или Старшеклассникам о них самих: Книга для учащихся. – М., 1990.
33. Музыкальная энциклопедия: в 6 т. / Гл. ред. Ю.В. Келдыш. – М.: Советская энциклопедия, 1976. – Т. 3. – 1102 с.
34. Назайкинский Е.В. О психологии музыкального восприятия. – М.: Музыка, 1972. – 383 с.
35. Петрушин В.И. Музыкальная психология: уч. пособие для сту-дентов и преподавателей. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1997. – 384 с.
36. Полонский В.И. Словарь по образованию и педагогике. – М.: Высшая школа, 2004. – 512 с.
37. Радынова О.П. Слушаем музыку: Кн. для воспитателя и музы-кального руководителя детского сада. – М.: Просвещение, 1990.
38. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: в 2 т. – М.: Педагогика, 1989. – Т. 2. – 328 с.
39. Рязанцева Д.А., Джишкариани Т.Д. Особенности эстетического воспитания детей среднего школьного возраста // Электронный ресурс. Ре-жим доступа: http://www.scienceforum.ru/2013/pdf/7595.pdf.
40. Сабадош П.А. Уровни восприятия музыки: субъективно-семантический анализ: Дис. … канд. псих. наук. – М., 2008. – 129 с.
41. Самохвалова Н.М. Формирование основ музыкального мышления у детей и подростков: на материале занятий в музыкально-исполнительских классах: Дис. … канд. педаг. наук. – М., 2009. – 169 с.
42. Современный словарь по педагогике / Сост. Е.С. Рапацевич. – Минск: Современное слово, 2001. – 928 с.
43. Сохор А.Н. Социальная обусловленность музыкального мышления и восприятия // Проблемы музыкального мышления: сб.ст. – М., 1974. – С. 59-74.
44. Фельдштейн Д.И. Психология взросления: структурно-содержательные характеристики процесса развития личности: Избранные труды. – 2-е изд. – М.: Моск. психолого-соц. ин-т; Флинта, 2004.
45. Шамтиева М.Р. Развитие восприятия музыки ХХ века у младших школьников на предмете «Слушание музыки» в учреждениях дополнительного образования: Дис. … канд. педагог. наук. – Екатеринбург, 2008. – 172 с.
46. Шафер М. Мысли по поводу музыкального воспитания // Из ис-тории музыкального воспитания: Хрестоматия. – М.: Просвещение, 1990.
47. Шацкая В.Н. Музыкально-эстетическое воспитание детей и юношества. – М.: Педагогика, 1975. – 200 с.
48. Шевченко Г.П. Эстетическое воспитание в школе: уч.-метод. по-собие. – Киев, 1985.
49. Школяр Л.В. Идеи развивающего образования в музыкальной педагогике школы // Школяр Л.В., Красильникова М.С., Критская Е.Д. и др. Теория и методика музыкального образования детей. – М.: Просвещение, 1998. – 215 с.
50. Юдина В.И.Музыка в системе межпредметных связей в началь-ной школе // Начальная школа. – 2003. – № 8. – С. 105-108.
51. Юнг К.Г. Архетип и символ: Перевод. – М.: Ренессанс, 1991.

Общий объем: 72 стр.

Год: 2014

Цена: 3500 руб.

Год

2014

Количество страниц

72

Тип работы

Дипломная работа

Закажите оригинальную работу

Не нашли то, что искали?

Сообщите нам тему работы, и мы подберём информацию по вашему запросу!

Свяжитесь с нами!