Отрывок
Очень многие исследователи русской культуры склоняются к мнению, что XIII век был временем временного упадка средневековой цивилизации нашей страны. Причиной этого, как правило, называют монголо-татарское нашествие. Однако многие факты говорят о том, что монголов не интересовала славянская культура, а уж тем более, будучи в то время язычниками, и отчасти христианами (несторианами), они уважительно относились к церковному зодчеству на Руси. Больше вреда, чем монголы принесли нашей культуре феодальные войны между русскими князьями, которые территории других удельных владетелей считали вражеской землей и разрушали нещадно.
Тем не менее, в XIII веке развивалась, наряду с другими жанрами искусства русская иконопись. Русские художники не ограничивались переписыванием греческих икон. Они писали исконно русские иконы, причем прообразами изображенных на них святых нередко выступали вполне реальные люди, современники или предки мастеров. В иконах этого периода часто угадываются черты лиц Бориса и Глеба – русских князей, коварно убитых их сводным братом Святополком. Кстати, это косвенно подтверждает нашу мысль о междоусобицах, как главной беде русских земель этого периода. Они были причислены к лику мучеников, став первыми русскими святыми. Одна из самых ранних икон ростово-суздальской школы датируется концом XIII — началом XIV в.
Вынужденный (и не только из-за местных событий, Византия сама переживала трудные времена) разрыв со старыми (византийскими) традициями способствовал формированию новой школы. Именно в это время неизвестные мастера закладывали основы будущего расцвета русской национальной иконописи, связанного в первую очередь с именами Андрея Рублева и Феофана Грека.
Новшества (отход от жестких византийских канонов, стремление к созданию собственного, чисто русского стиля) вначале проявились в прикладном искусстве и уже потом перешли в иконопись и фресковую живопись. Черты формирующейся национальной школы хорошо заметны на примере серебряных панагий XIII в. В русское искусство приходит обобщенный и лаконичный рисунок, упрощенная композиция, намеренная простоватость образов. Именно рубеж XIII – XIV вв. можно считать временем зарождения новой цивилизации – великорусской, т.к. падение древнерусской цивилизации (Киевской Руси) произошло накануне, а расцвет Северо-Восточной Руси еще был впереди.
А время, в которое жил и творил великий Рублев, стало переломным этапом в национальном самосознании русских людей, до событий 1380 года не мыслящих себя единым этносом, а воспринимавшимся как отдельные осколки некогда могучего восточнославянского единства.
С именем Рублева связан принципиально новый этап в развитии русской иконописи – становление так называемого «высокого иконостаса». В «высоком иконостасе» Рублева доска с изображением Христа равна двум чиновым доскам. Эта дополнительная площадь понадобилась, чтобы изобразить трон, на котором в блестящих золотом одеждах воссядет Вседержитель, Судия, начало и конец всего сущего, второе лицо божественной Троицы. Этот образ несоразмерен с человеком и зрительно (фигура сидящего Христа равна по высоте фигурам предстоящих), и по смыслу. Этот тип Христа был известен издавна и украшал, в частности, апсиды в грузинских храмах. Евангелие Спаса на некоторых изображениях круга Рублева раскрыто на тексте: «Приидите ко мне вси тружающиеся и обременении, и аз успокою вы». Милосердие, готовность простить и утешить прослеживается в рублевском образе Христа.
Общий объем: 13 стр.
Год: 2013
Цена: 200 руб.
Год | 2013 |
---|---|
Количество страниц | 13 |
Тип работы | Контрольная работа |
Не нашли то, что искали?
Сообщите нам тему работы, и мы подберём информацию по вашему запросу!
Свяжитесь с нами!Смотрите также:
Получить бесплатную консультацию
|