Курсовая работа Тема игры в русской литературе

Тема игры в русской литературе

Курсовая работа

500 руб.


Курсовая работа — пример

Артикул: 9874. Категория: .

Содержание

Введение    3
Глава 1. Художественно-эстетические особенности игровых текстов    5
1.1 Игра как уникальный феномен культуры    5
1.2 Тема карточной игры в русской литературе XIX века    8
Глава 2. Тема игры в «Вечерах на хуторе близ Диканьки» Н.В. Гоголя    16
2.1 Игры с нечистой силой    16
2.2 Игра в ворона и игра в дурня    21
Заключение    28
Список использованной литературы    30

Введение

Актуальность темы курсовой работы. Игра пронизывает все человеческое существование. Она является первичным элементом человеческой активности, с помощью которого осуществляется становление и развитие человека. Игра – это феномен, который имеет глубокий и многозначный смысл, требующий дешифровки. С помощью игры человек компенсирует то, что он не получает в реальной жизни, то есть игровое состояние является преображением окружающего мира.
Игра всегда воспроизводит модель конфликтной ситуации между партнерами, поэтому обращение к теме игры русскими писателями XIX века, особенно к теме карточной игры, неслучайно. Ведь в начале XIX в. карты и карточные игры приобрели черты универсальной модели, стали «центром своеобразного мифообразования эпохи» . Ю.М. Лотман рассматривал семантику карт как символ той эпохи, а не просто литературный мотив. С картами всегда связана идея легкого обогащения, мгновенного и незакономерного. Данная традиция идет от «Пиковой дамы» А.С. Пушкина и «Игрока» Ф.М. Достоевского.
Так, «Игрок» Ф.М. Достоевского – это своеобразная «история обыкновенного безумия», история азарта, ставшего для человека уже не смыслом игры и даже не смыслом жизни, но единственной, экзистенциальной сутью бытия.
Тема игры, подхваченная и осмысленная Ф.М. Достоевским в повести «Игрок», была разработана Пушкиным как судьбоносная фатальность, а ставшее афоризмом выражение «Тройка, семерка, туз» – символом судьбы, которую невозможно обмануть.
Объект исследования курсовой работы – игра как сюжетообразующий мотив в произведениях русских писателей XIX века.
Предмет исследования – особенности функционирования игры в произведения русских писателей XIX века.
Цель исследования – проанализировать особенности функционирования игры в произведения русских писателей XIX века.
Данная цель предполагает решение следующих задач:
1. рассмотреть понятие игры как универсального феномена культуры;
2. проанализировать тему карточной игры в произведении М.Ю. Лермонтова «Штосс»;
3. проанализировать игры с нечистой силой в «Вечерах на хуторе близ Диканьки» Н.В. Гоголя;
4. проанализировать игру в ворона и игру в дурня в «Вечерах на хуторе близ Диканьки» Н.В. Гоголя.
Теоретико-методологическую основу исследования составили труды по теории пародии и игры (Э. Берн, М.В. Вербицкая, А.М. Люксембург, В.Л. Новиков и др.).
Структура курсовой работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.

Список литературы

1.    Аникин В.П. Теория фольклора. Курс лекций. – М., 2004.
2.    Бахтин М. Вопросы литературы и эстетики. – М.: Художественная литература, 1975. – 504 с.
3.    Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры: Психология человеческой судьбы. – М.: Гранд: Фаир-Пресс, 2002.
4.    Герштейн Э. Роман «Герой нашего времени» М.Ю. Лермонтова. – М., 1997.
5.    Вайскопф М. Сюжет Гоголя. Морфология. Идеология. Контекст. – М., 1993.
6.    Гадамер Х.-Г. Истина и метод. – М., 1988.
7.    Гиппиус В.В. Гоголь. Воспоминания. Письма. Дневники…  – М.: Аграф, 1999. – 464 с.
8.    Гоголь Н.В. Вечера на хуторе близ Диканьки // Н.В. Гоголь. Полное собрание сочинений: в 23 т. – Т. 1. – М.: Наследие, 2001.
9.    Журавлева О.В. Когнитивные модели языковой игры (на материале заголовков русских и английских публицистических изданий): Дис. … канд. филол. наук. – Барнаул, 2002.
10.    Зеленин Д.К. Избранные труды. Очерки русской мифологии: умершие неестественной смертью и русалки. – М., 1995.
11.    Зеленин Д.К. Избранные труды. Статьи по духовной культуре. 1917-1934. – М., 1999.
12.    Лермонтов М.Ю. Собрание сочинений: в 4 т. / Отв. ред. В.А. Мануйлов. – Л., 1979-1981. – Т. 4.
13.    Лотман Ю.М. «Пиковая Дама» и тема карт и карточной игры в русской литературе начала XIX века // Лотман Ю.М. Пушкин. Статьи и за-метки. «Евгений Онегин». – СПб., 1995.
14.    Лотман Ю.М. Проблема востока и запада в творчестве позднего Лермонтова / Ю.М. Лотман // Лермонтовский сборник. – Л., 1985.
15.    Лотман Ю.М. Пушкин. – М.: Искусство, 2011. – 848 с.
16.    Манн Ю.В. Гоголь. Труды и дни: 1809-1845. – М.: Аспект Пресс, 2004. – 816 с.
17.    Пропп В.Я. Русские аграрные праздники. Опыт историко-этнографического исследования. – М., 2000.
18.    Сигов К.Б. Человек вне игры и человек играющий. Введение в философию игры // Философская и социологическая мысль. – 1990. – №4. – С. 31-47.
19.    Сравнительный указатель сюжетов: Восточнославянская сказка / Сост. Л.Г. Бараг, И.П. Березовский, К.П. Кабашников, Н.В. Новиков. – Л., 1979.
20.    Трофимова И.В. «Вечера на хуторе близ Диканьки» Н.В. Гоголя: Особенности сюжетосложения и символика цикла: Дис. … канд. филол. наук. – СПб., 2001. – 233 с.
21.    Финк Е. Основные феномены человеческого бытия // Проблема человека в западной философии. – М., 1988. – С. 357-403.
22.    Хейзинга И. Homo ludens. В тени завтрашнего дня. – М.: Эксмо-Пресс, 2001.
23.    Чистова И.С. Прозаический отрывок М.Ю. Лермонтова «Штосс» и «натуральная» повесть 1840-х годов / И.С. Чистова // Русская литература. – 1978. – № 1.
24.    Эко У. Отсутствующая структура. Введение в семиологию. – СПб., 2004.
25.    Эпштейн М. Ирония стиля. Демоническое в образе России у Гоголя // Новое литературное обозрение. – 1996. – № 19.
26.    Яковлева Е.Л. Игра – уникальный феномен культуры // Вестник ОГУ. – 7 (113). – 2010. – С. 150-155.

Общий объем: 31

Год: 2016

Цена: 500 руб.

Год

2016

Количество страниц

31

Тип работы

Курсовая работа

Закажите оригинальную работу

Не нашли то, что искали?

Сообщите нам тему работы, и мы подберём информацию по вашему запросу!

Свяжитесь с нами!