Дипломная работа Советский кинематограф 20-30-х гг. Политическое отношение к нему

Советский кинематограф 20-30-х гг. Политическое отношение к нему

Дипломная работа

3 000 руб. 2 000 руб.


Дипломная работа — пример

Артикул: 2091. Категория: .

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 2
ГЛАВА 1. СОВЕТСКАЯ ВЛАСТЬ И КИНО В 1920-1930-Е ГОДЫ 7
1.1. Политические и идеологические меры государства на этапе становления и развития советского кино (1920-е годы) 8
1.2 Организационная структура советского кинематографа в период его расцвета (1930-е годы). Политическое отношение к кинематографу. 18
ГЛАВА II. КАДРОВЫЙ ПОТЕНЦИАЛ СОВЕСТКОГО КИНЕМАТОГРАФА (1920-1939-Е ГОДЫ) 24
2.1. Формирование кадрового и материального потенциала советского кинематографа 24
2.2. Кадровый потенциал советского кино 1920-1930-х годов 30
ГЛАВА 3. КИНОПРОИЗВОДСТВО В СССР 1920-Х — 1930-Х ГОДОВ. ОБЩЕЕ И ОСОБЕННОЕ 38
3.1. Особенности художественного отражения действительности в кинопроизводстве 1920-х годов 38
3.2. Особенности советского кинопроизводства 1930-х годов как отражение «государственного заказа» 46
3.3. Политическая составляющая в советском кинематографе (на примере фильмов «Александр Невский») 62
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 69
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 78

Введение

Наша дипломная работа посвящена изучению особенностей политического отношения к советскому кинематографу 1920-1930-х годов.
Рассматриваемый нами период, относится к числу сложнейших в истории искусства в частности и страны в целом. Именно в эти десятилетия СССР была создана тотализированная социокультурная система, отличительными чертами которой были идеологический контроль над духовной жизнью общества, манипулирование сознанием, уничтожение инакомыслия, физическое уничтожение цвета российской научной и художественной интеллигенции. Словом, культура советского периода была противоречива. В ней проявлялись как положительные, так и отрицательные явления. Непосредственным образом, эти тенденции отразились и в особенностях развития отечественного кинематографа.
Советский кинематограф 1920-1930х годов развивался под все возрастающим контролем государства, которое охватывало все составляющие его деятельности — от организационной и экономической – до художественной. Тем не менее, именно в этот период, были созданы шедевры отечественного кинематографа, что в свою очередь свидетельствует, что определенный синтез государства и кинематографа может быть весьма продуктивным. Вышеизложенное определяет актуальность настоящей работы.
Объект настоящей работы – советский кинематограф, предмет – политическое отношение к нему со стороны советского государства.
Хронологические рамки работы охватывают период становления и развития советского кинематографа и ограничиваются 1917-1939 годами.
Цель работы – исследовать особенности развития отечественного кинематографа 1920-1930-х годов, через призму политического отношения к нему со стороны государства.
Исходя из поставленной цели, задачами работы являются:
— исследовать политические и идеологические меры государства на этапе становления и развития советского кино (1920-е годы);
— понять особенности организационной структуры советского кинематографа в период его расцвета (1930-е годы). Политическое отношение к кинематографу;
— проанализировать процесс формирования кадрового и материального потенциала советского кинематографа;
— выявить кадровый потенциал советского кино 1920-1930-х годов;
— изучить особенности советского кинопроизводства 1930-х годов как отражение «государственного заказа»;
— проанализировать на примере конкретных картин – фильмов «Чапаев» и «Александр Невский» политическую составляющую в советском кинематографе.
Историография истории отечественного кино 1920-1930-х годов весьма велика. Она охватывает как фундаментальные издания «История отечественного кино» (1986, 2006 гг. ), так и монографические и конкретно исторические исследования.
Большое значение для исследования обозначенной темы имеют регулярно выходившие в СССР обобщающие труды по истории отечественного кино , отдельных его периодов , некоторых видов , где не только отражались общие тенденции становления и развития кинематографа, но и давался краткий анализ отношения кинематографа и советской власти. Однако в целом, эти работы, скорее дают общее представление об основных этапах и тенденциях развития истории советского кинематографа.
В то же время, вопрос о политической составляющей отечественного кинематографа, стал изучаться относительно недавно – с периода распада СССР.
Стержнем советской официальной культуры был социалистический реализм, породивший солидный пласт искусства, который сейчас нередко называют тоталитарным. Анализу культуры и искусства соцреализма посвящен целый ряд работ, вышедших за последние десятилетия, например книга Б. Гройса «Утопия и обмен» и знаменитая монография И. Голомштока «Тоталитарное искусство» , – которая построена на компаративном анализе тоталитарного искусства и архитектуры СССР, нацистской Германии и фашистской Италии в 20-30-е годы. Излюбленный тезис автора – тождество крайне правого и крайне левого в культурной сфере.
В работе А.И.Морозова «Конец утопии» — дается глубокое исследование проблем советского искусства 30-х годов. Пользуясь большим архивным материалом, автор анализирует противоречивое творчество художников в это сложное время. Авторы этих книг рассматривают главным образом процесс возникновения феномена советской культуры и первые десятилетия его существования (20-30-е годы).
Одной из самых значимых зарубежных монографий, рассматривающих этот период, является книга «Революция и культура» Штефана Плаггенборга. Она посвящена раннему периоду советского государства и касается, главным образом, не перемен, перевернувших экономику и политику страны, а насильственным переменам в мировоззрении, образе мышления и жизни людей.
В контексте анализа культурной политики советского государства важно понимать, какую роль играли в ее выработке и осуществлении коммунистические вожди. В советское время такие исследования касались главным образом личности Ленина, роли которого в развитии отечественной культуры авторы давали однозначно положительную оценку. В свете известных ныне фактов многое здесь представляется иным, однако специальных исследований на этот счет пока нет.
Другое дело — фигура Сталина. С недавнего времени стали появляться труды, посвященные анализу роли Сталина в формировании государственной культурной политики. Среди них, прежде всего, следует назвать книгу Е.С.Громова «Сталин: власть и искусство» — первое в отечественной исторической литературе исследование, в котором вождь показан, как руководитель культурной политики советского государства, как человек, со своими художественными вкусами и пристрастиями. Опираясь на архивные, а также мемуарные и другие материалы, автор анализирует суть и последствия сталинских методов руководства литературой и искусством.
Для многих работ характерен узко-тематический подход, в первую очередь, это касается специальных работ, рассматривающих организационные и экономические начала советского кинематографа. На настоящий момент, обобщающих изданий, со всех сторон, анализирующих политическую составляющую советского кино, весьма мало, что свидетельствует о том, что процесс познания политической составляющей советского кинематографа еще далеко не закончен.
Среди общих работ по истории кинематографа, можно выделить работы по всеобщей истории кино Ж. Садуля, Р.Н. Юренева, а также по общей истории советского кино .
Среди работ по истории советского кинематографа, также, особого внимания заслуживают труды отечественных киноведов Н. А. Хренова, К. Э. Разлогов, М. И. Туровской, М. Ямпольского, С. И. Фрей-лиха, Д. Дондурея , а также исторические исследования, рассматривающие феномен советского кино в историческом контексте и затрагивающие проблему социального функционирования киноискусства. Это культурологи П. Вайль , А. Генис, историки С. С. Секиринский, М. И. Туровская, К Э. Разлогов, О. Г. Усенко, В. С. Тяжельникова, Т. Ю. Дашкова, Т. Г. Леонтьева, В. Э. Багдасарян, И. К. Лапшина, О. В. Волобуев, О. Г. Юмашева, В. Н. Сыров.
Структура дипломной работы определяется поставленной целью, и состоит из введения, основной части, разделенной в соответствии с поставленными задачами на три главы, заключения и списка использованной литературы.

Список литературы

1. Аксенов, В.Б. 1917 год: социальные реалии и киносюжеты // Отечественная история. – 2003. — № 6. – С. 8-21
2. Александров, Г.В. Эпоха и кино. – 2-е издание, доп. – М.: Политиздат. 1983. – 328 с.
3. Балязин, В.Н., Жуков, Ю.Н. Становление и развитие революционной кинематографии.1917-1920гг. // История СССР. – 1990. — № 6. – С. 152-154
4. Баскаков, В. Е. Фильм – движение эпохи. – М.: Искусство, 1989. – 328 с.
5. Беленький, И. Лекции по всеобщей истории кино. Кн. 2: Годы беззвучия.- Москва : РОСС- ИНФО, 2005 — 274 с.
6. Болдырев, Ю.А., Васильев С.С. Советский кинематограф, становление, практика, причины успеха // Голос минувшего. – 2001. — № 2. – С. 7 – 19.
7. Братолюбов, С. На заре советской кинематографии. Из истории киноорганизаций Петрограда — Ленинграда 1918-1925 гг. – Ленинград: Издательство ЛГУ, 1976.- 435с.
8. Бровкин, В.Н. Культура новой элиты, 1921-1925 гг. // Вопросы истории. – 2004. — № 8. – С. 83 – 99
9. Бутник-Сиверский, Б. С. Советское кино эпохи Гражданской войны 1918 — 1921. – Москва: Искусство, 1960.- 320с.
10. Вайль П., Генис А. 30-е. Мир советского человека. — M., 2001
11. Васильков И.А. Искусство кинопопуляризации. — Очерки. Научно-популярное кино. — М.: Правда, 1982. – 327 с.
12. Вишневский, В., Михайлов П. и др. Летопись российского кино: 1863-1929. — М.: Материк, 2004. – 487 с.
13. Голомшток, И. Тоталитарное искусство. – Москва: Стиль, 1994, — 296 с.
14. Гражданская война в России, 1917 – 1922 гг.: Лекции и учебно-методические материалы / С.В. Карпенко. — Москва: ВЛАДОС, 2006.- 512 с.
15. Гройс Б. Улопия и обмен. – М.: Весть, 2003. – 327 с.
16. Громов, Е. Сталин: Власть и искусство. – Москва: ИНФРА, 1998.- 495с.
17. Грошев, А. Долинский И. Новаторство советского кино. — М.: Просвещение. – 1986. – 217 с.
18. Долинский, И.Л. История советского кино. 1917-1967. В 4-х т. Т. 2 1931-1941.. — М.: Искусство, 1973. — 325 с.
19. Долинский И. Советский исторический фильм 30-х годов// ВГИК. Ученые записки. — М., 1959. — Вып. 1. — С. 183-197.
20. Жданова, И.А. “Век пропаганды”: управление информацией в условиях войны и революции в России в марте-октябре 1917 г. // Отечественная история. – 2008. — № 3. – С. 126-143
21. Зак, М. Родословная современного фильма. – М.: Союз кинематографистов СССР, Всесоюзное бюро пропаганды и искусства, 1987. – 217 с.
22. Зезина, М.Р., Кошман, Л. В., Шульган, В.С. История русской культуры.- Москва : Наука, 1989.- 520с.
23. Зоркая Н.М. Историко-революционный фильм. ВГИК. Всесоюзный государственный институт кинематографии / под ред. Е. Каневской, Я. Кушнирского. М.,1965. – 176 с.
24. Качановский, В.В. История культуры России.- Минск: Новое знание, 1997.- 430с.
25. Ким, М. П. Великий Октябрь и культурная революция в СССР. – Москва: Наука, 1967. – 450 с.
26. Лебеден, Н. Внимание: Кинематограф! О кино и киноведении. – Москва: Искусство, 1974. — 329с.
27. Мазаев, А.И. Концепция «производственного искусства» 30-х годов: Историко-критический очерк. Москва: Наука, 1975.- 280с.
28. Морозов А.И. Конец утопии. – М.: Спутник+, 2005. – 284 с.
29. Из истории кино. Документы и материалы. — М.: Пролеткульт, 1985. –330 с.
30. История русского и советского искусства / Д.В. Сарабьянов.– Москва : Политика, 1979.- 350с.
31. История отечественного кино. – М.: Наука, 1986. – 795 с.
32. История отечественного кино / Отв. ред. Л. В. Будяк. — М.: Прогресс-Традиция, 2005. – 498 с.
33. История отечественного кино. Хрестоматия. – М.: Канон, 2011. – 265 с.
34. Краткая история советского кино. — М.: Искусство. – 1969. – 398 с.
35. Кутяков, Л. Сборник «Чапаев», М.: Кинофотоиздат, 1936. – 205 с.
36. Лебедев, Н.А. Очерки истории кино СССР. Немое кино: 1918-1934 г. – М.: Искусство, 1965. – 349 с.
37. Листов В.С. Россия, революция, кинематограф. — М.,1995. – 247 с.
38. Малькова Л. Современность как история. Реализация мифа в документальном кино. – М. :Отофа 2008. -286 с .
39. Михайлов, И.В., Аймермахер К. Политика и культура при Ленине и Сталине, 1917-1932 //Отечественная история. – 2008. — № 4. – С. 195-196
40. Михайлов В.П. Рассказы о кинематографе старой Москвы. — М.: Весть,1988. – 347 с.
41. Михайлов В. Сталинская модель управления кинематографом // Кино: политика и люди (30-е гг.). — 1995. – С. 34-49.
42. Мусский И. А. 100 великих отечественных кинофильмов. — М.: Вече, 2005. – 328 с.
43. Орлов, И.Б. «Гримасы нэпа» в историко-революционном фильме 1920 -годов // Отечественная история. – 2003. — № 6. – С. 21-31
44. Отечественное кино: стратегия выживания. Научн. Докл. М.,1991.С.62.
45. Очерки истории советского радиовещания и телевидения. Учебное пособие: в 3-х ч.Ч.1. (1917-1941) – Москва : Наука, 1972.- 432с.
46. Парфёнов Л. Чапаев. — М.: Искусство, 1966. — С. 212.
47. Плаггенборг, Ш. Революция и Культура. Культурные ориентиры в период между Октябрьской революцией и эпохой сталинизма: в 2 т., Т. 2, Санкт-Петербург : Издательский дом Бурминцева, 2000 — 416 с.
48. Разлогов К.Э. Коммерция и творчество: враги или союзники? М.: Весть,1992. – 217 с.
49. Разлогов К. Мировое кино. История искусства экрана. – М.: АВС, 2009. – 328 с.
50. Садуль Ж. История киноискусства. — М.: Наука,1957. – 279 с.
51. Самое важное из всех искусств. Ленин о кино. — М.: Наука,1973. – 275 с.
52. Селунская, В.М., Жиромская, В.Б. Советский город в 1921-1925 гг.: проблемы социальной структуры // История СССР. – 1990. — № 1. – С. 94-97.
53. Советское кино: Основные тенденции развития. — М.: Наука, 1984. – 438 с.
54. Степанян, Н.С. Искусство России ХХ века. Развитие путем метаморфозы.- Москва : НОВи К, 2008. — 315 с.
55. Страницы истории отечественного кино. — М.: Материк, 2006. – 286 с.
56. Туровская М. И. Памяти текущего мгновения: Очерки,
портреты, заметки. — М.: Правда, 1987. – 274 с.
57. Тюрин Ю. История и киномистификации. Кино, правда истории, духовные традиции. – М.: Альпин, 2008. – 275 с.
58. Фернандес Д. Эйзенштейн. — Санкт-Петербург: ИНАПРЕСС, 1996. — 208 с.
59. Филимонова, С.В. История мировой культуры. – Мозырь : Белый ветер, 1998.- 438с.
60. Фрейлих С. И. Теория кино: От Эйзенштейна до Тарковского. — М.: Академический проект; Фонд «Мир», 2008. — 512 с.
61. Хренов Н. А. Кино: реабилитация архетипической реальности. — М.: Спутник, 2006. – 285 с.
62. Художественная культура XVIII – начала XX века.- Минск : Аверсэв, 2007.- 540с
63. Шкловский В. Б. Эйзенштейн. — М.: «Искусство», 1976. — 296 с.
64. Юренев Р.Н. Новаторство советского киноискусства. М.: Просвещение. – 1986. – 375 с.
65. Эйзенштейн С. М. Избранные произведения. В 6-и томах. М.: Искусство, 1964—1971.
66. Эйзенштейн С. Монтаж: Монтаж аттракционов; За кадром; Четвёртое измерение в кино; Монтаж 1938; Вертикальный монтаж; Вкладыш [: учебное издание] / Предисловие Р.Юренева. М.: ВГИК, 1998. — 193 с.
67. Эйзенштейн С. Мемуары. М.: Труд; 1997. Т.2: Автобиография; Обезьянья логика; Истинные пути изобретания; Профили. — 544 с.
68. Яковлев В.М. Кинематограф 1930-х годов: отражение советской действительности // Вопросы истории. – 1987. — № 2. – С. 23-38.
69. Янгиров Р.М. Другое кино. Статьи по истории отечественного кино первой трети ХХ века. – М.: Клио, 2009. – 328 с.

Общий объем: 82 стр.

Год: 2012

Цена: 3000 руб.

Год

2012

Количество страниц

82

Тип работы

Дипломная работа

Закажите оригинальную работу

Не нашли то, что искали?

Сообщите нам тему работы, и мы подберём информацию по вашему запросу!

Свяжитесь с нами!