Содержание
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы литературного пейзажа 6
1.1 Особенности взаимодействия человека и природы 6
1.2 Типы пейзажей в художественном произведении 10
Глава 2. Особенности художественного пейзажа в романе Э. Бронте «Грозовой перевал» 15
2.1 Структурация пейзажа в романе 15
2.2 Роль и функции пейзажа в романе 21
Заключение 27
Список использованной литературы 28
Введение
Актуальность курсовой работы. Природа является важной составляю-щей культуры. Она играет большую роль в жизни человечества. Природные объекты и явления всегда входили в культурный мир всех, кто живет на Земле. Природа – это все существующее на земле, не созданное руками человека; органический и неорганический мир; совокупность особенностей какой-либо местности, растительный и животный мир, климатические условия и т.д. Природа всегда была и остается объектом внимания многих наук о мире и человеке, которые ставят и пытаются решить вопросы взаимодействия природных (материальных) и духовных начал в развитии человека и общества, отношения природы и человеческой культуры.
Природа является естественной средой и предпосылкой существования и развития общества. Большинство информации, которую мы получаем в процессе жизнедеятельности и накопления опыта и знаний, поступает именно из окружающего мира – мира природы. Вот почему отношение к природе так значимо .
Под пейзажем в данном исследовании понимается изображение природы, которое выполняет в художественном произведении множество функций в зависимости от метода и стиля писателя.
Пейзаж является неотъемлемой частью абсолютного большинства прозаических произведений. В художественном произведении пейзаж выполняет множество функций, среди которых: раскрытие национального самосознания героев художественного произведения; обнаружение характерологических черт литературных героев; обозначение времени и места действия; создание определенного настроения; выражение чувства родины и любви к ней и мн.др. Анализ символики литературного пейзажа позволит понять и постичь авторский замысел; понять намерения, мысли и душевные переживания героев; выявить основную идею литературного произведения.
Степень научной изученности темы исследования. В литературе большое значение пейзаж приобрел в XIX веке. В это время начали появ-ляться исследования, посвященные литературному пейзажу. Изучением роли и функций пейзажа в литературном произведении занимались такие исследователи, как Б.Е. Галанов, Е.Н. Купреянова, В.А. Никольский, И.В. Страхов. Среди последних исследований, посвященных изучению пейзажа в литературном прозаическом произведении, можно выделить исследования Н.Ю. Абузовой , С.В. Зеленцовой , Р.С. Луценко , О.А. Тыщук и др. Однако до настоящего времени отсутствуют исследования, посвященные изучению символики пейзажа в романе Э. Бронте «Грозовой перевал». Существуют лишь отдельные работы, в которых косвенно затрагивается данная тема.
Объект исследования – текстовые отрывки, содержащие описание пейзажа в романе Э. Бронте «Грозовой перевал».
Предмет курсовой работы – символика пейзажа в романе Э. Бронте «Грозовой перевал».
Цель исследования – выявление роли и функций пейзажа в романе Э. Бронте «Грозовой перевал».
Данная цель предполагает решение следующих задач:
1. рассмотреть особенности взаимодействия человека и природы;
2. выделить типы пейзажей в художественном произведении;
3. проанализировать особенности структурации пейзажа в романе Э. Бронте «Грозовой перевал»;
4. выявить роль и функции пейзажа в романе Э. Бронте «Грозовой перевал».
В работе были использованы следующие методы исследования: анализ и синтез; описательный метод (классификация и обобщение собранного материала); метод непосредственного наблюдения над фактами языка, их описания и интерпретации; метод лингвостилистического анализа; метод лингвокультурологического анализа.
Материалом для исследования послужил роман Э. Бронте «Грозовой перевал».
Структура курсовой работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.
Список использованных источников
1. Абузова Н.Ю. Типология пейзажа в лирике Ф.И. Тютчева: Дис. … канд. филол. наук. – Самара, 2000. – 188 с.
2. Байенс И.В. Русские аналоги английской символики: На материале пейзажных зарисовок в переводах романов Ч. Диккенса на русский язык: Дис. … канд. филол. наук. – Ростов-на-Дону, 2003. – 161 с.
3. Берковский Н.Я. Статьи и лекции по зарубежной литературе. – СПб.: Азбука-классика, 2002. – 480 с.
4. Богданова О.Ю. Поэтика пейзажа в романах Чарльза Диккенса: Дис. … канд. филол. наук. – Тамбов, 2006. – 260 с.
5. Бронте Э. Грозовой перевал // Электронный ресурс. Режим до-ступа: www.modernlib.ru.
6. Географический словарь / Под ред. А.Ф. Трешникова. – М.: Советская энциклопедия, 1988. – 875 с.
7. Гражданская З. Эмилия Бронте и ее роман «Грозовой перевал» // Э. Бронте. Грозовой перевал. – М.: Правда, 1988. – С. 8.
8. Гринфельд-Зингурс Т.Я. Природа в художественном мире М.М. Пришвина. – Саратов, 1989. – 196 с.
9. Гринфельд-Зингурс Т.Я. «Чувство природы» // «Чувство природы» в русской литературе. – Сыктывкар, 1995. – С. 3-21.
10. Гурленова Л.В. Чувство природы в русской прозе 1920-1930 годов: Автореф. дис. … д-ра. филол. наук. – Сыктывкар, 1999. – 46 с.
11. Зеленцова С.В. Функции пейзажа в малой прозе И.А. Бунина: Дис. … канд. филол. наук. – Орел, 2013. – 192 с.
12. Ильичев Л.Ф. Философский энциклопедический словарь. – М.: Советская энциклопедия, 1990. – 852 с.
13. Ионкис Г. Магическое искусство Эмили Бронт // Э. Бронте. Грозовой перевал. – Харьков: Фолио, 1995. – С. 5-20.
14. Касаткин В.М. Концепция природы и человека в творчестве К.Г. Паустовского // Наследие К.Г. Паустовского и современность: экология, культура, нравственность: Материалы науч.-практ. конференции. – Рязань, 2007. – С. 14-17.
15. Краткая географическая энциклопедия: в 4 т. / Под ред. А.А. Григорьева. – М.: Советская энциклопедия, 1991. – 463 с.
16. Лихачев С.Д. Диалог в природе как признак жизни и одухотворения в литературе // Русская литература. – Л.: Наука, 1997. – № 3. – С. 3-5.
17. Луценко Р.С. Концепт «пейзаж» в структуре англоязычного прозаического текста: Дис. … канд. филол. наук. – Саранск, 2007. – 209 с.
18. Никольский В.А. Природа и человек в русской литературе 19 века (50-60-е годы). – Калинин, 1973. – 224 с.
19. Ожегов С.И. Словарь русского языка: 70 000 слов / Под ред. Н.Ю. Шведовой. – 22-е изд., стер. – М.: Русский язык, 1990. – 921 с.
20. Питина С.А. Концепты мифологического мышления как состав-ляющая концептосферы национальной картины мира: Автореф. дис. … канд. филол. наук. – Уфа, 2002. – 24 с.
21. Пудалова Г.И. Пейзажная лексика – номинация и контекст: сб. науч. тр. – Кемерово, 1985. – С. 110-116.
22. Пустовалова А.А. Концепт «природа» в системе языковой образности поэзии Н. Рубцова: Автореф. дис. … канд. филол. наук. – Тамбов, 2009. – 30 с.
23. Себина Е.Н. Пейзаж // Введение в литературоведение. – М.: Высшая школа, 1999. – С. 228-239.
24. Смирнова А.И. Актуальные проблемы изучения современной натурфилософской прозы // Природа и человек в художественной литературе. – Волгоград, 2001. – С. 5-13.
25. Сохряков Ю.И. Природа и человек в русской прозе 19 века // Литература в школе. – М.: Просвещение, 1992. – № 5,6. – С. 41-47.
26. Старкова З.С. Литература и живопись. – М.: Просвещение, 2005. – 112 с.
27. Тыщук О.А. Эстетические функции пейзажа в художественной прозе А.И. Солженицына: Дис. … канд. филол. наук. – Армавир, 2006. – 184 с.
28. Философия / Под ред. В.Н. Лавриненко. – М.: Юрист, 2002. – 478 с.
29. Язык и природа. – М.: Знание, 1999. – 247 с.
Общий объем: 29 стр.
Год: 2015
Цена: 500 руб.
Год | 2015 |
---|---|
Количество страниц | 29 |
Тип работы | Курсовая работа |
Не нашли то, что искали?
Сообщите нам тему работы, и мы подберём информацию по вашему запросу!
Свяжитесь с нами!