Содержание
Введение
Глава 1. «Мысль семейная» в русской литературе XIX-XX вв
Выводы по главе 1 21
Глава 2. Проблема семейных конфликтов в современной прозе
2.1 Своеобразие семейной драмы в повести Л. Петрушевской «Время ночь» (1992 г.)
2.2 Причины деформации детского сознания в повести П. Санаева «Похороните меня за плинтусом» (1994 г.)
2.3 Психологические причины антисемейного начала в повести О. Павлова «В безбожных переулках» (2001 г.)
2.4 Духовные последствия домашнего деспотизма в повести Ирины Васильковой «Садовница» (2007 г.)
Выводы по главе 2
Заключение
Библиография
Приложение
Введение
Современная жизнь так же не похожа на жизнь прошлых веков и даже десятилетий, как современная мода. Нынешние дети и взрослые во многом отличаются от своих предшественников. Сегодня у них все другое: взгляды, ценности, убеждения. «Традиционные нормы и ценности культуры отходят на второй план, уступая место идеологии прагматизма: от культуры берется только то, что может в дальнейшем обеспечить жизненный успех, необходимые уровень материального положения и социального статуса».
Все изменения, происходящие в жизни общества и современной семьи, закономерно отражаются в литературе. На рубеже веков современная русская проза вновь заговорила о семье, отношениях между поколениями, о ребенке, о становлении характера. Произведения современных писателей о семье помогают читателю задуматься над проблемами современной жизни, увидеть истоки зарождения зла на земле. Писатели остро реагируют на все негативные изменения, происходящие в нашей сегодняшней действительности, обращаются к самому наболевшему, к самому трагическому – разладу в семье, разладу в душе.
Тема семьи по-прежнему является одной из основных в современной прозе. В традиции русской классической литературы семья – это нравственная основа человеческого быта или бытия. «Мысль семейная» так или иначе пронизывает практически все произведения XIX века. ХХ век внес свои коррективы в восприятие этой темы. Революция, разрушившая привычную систему нравственных координат, практически разрушила семью. Так, в романе М. Булгакова «Белая гвардия» рушатся семья и Дом – столь важные категории для всего творчества писателя. По разные стороны баррикад оказываются герои М. Шолохова в рассказе «Родинка» и в романе «Тихий Дон». В антиутопии Е. Замятина «Мы» (1920 г.) Единое Государство боится любви и нивелирует самое понятие семьи. «В эстетике соцреализма семья становится, скорее, символом буржуазности, чем символом счастья, «ячейкой» государственной машины», – отмечает юная исследовательница Алия Зиятдинова.
Может показаться, что к концу ХХ в. «мысль семейная» перестала быть главной для литературы: «Человек в мире, где безумие становится нормой, обречен на одиночество». Однако выбранные нами для анализа произведения сопротивляются этому взгляду. Они написаны в разной стилистике, в них расставлены свои акценты, однако все они обращены к проблемам семьи.
Семейно-психологические и бытовые темы в них явно превалируют над общественно-значимыми и философскими. Л. Петрушевская, П. Санаев, О. Павлов, И. Василькова и другие современные писатели говорят с читателями о тех проблемах, что близки каждому человеку: в их произведениях главными становятся темы семьи, быта, детей, воспитания, дома, красоты внешней и внутренней. У каждого из писателей свой язык, свой стиль и свои «козыри». Жесткость и лаконичность Л. Петрушевской вместе с болезненным и трогательным остроумием П. Санаева, мрачной наблюдательностью О. Павлова и обнажённой искренностью И. Васильковой украшают литературу рубежа ХХ-ХХI вв.
«Ребенок в русской современной прозе представлен как существо, которое приходит в абсолютно зыбкий, размытый, аморфный мир, с которым невозможно столкнуться, потому что он все время ускользает, и в котором по той же причине невозможно найти спасительную опору. Детское самоощущение в таком мире – иное. Оказавшись лишенным родительской поддержки или, точнее, с младенчества ощущая фиктивность этой поддержки, ребенок вынужден искать иные источники защиты вне и внутри своего «я». И эти поиски делают его героем литературы, но уже совершенно другим».
«На рубеже ХХ-ХХI вв. многие прозаики среднего поколения начинают писать мемуарные повести о своем детстве. Среди них – Петр Алешковский, Алексей Варламов, Андрей Дмитриев, Олег Павлов, Павел Санаев и др. И почти в каждом случае присутствует неизбежный набор компонентов: дедушка и бабушка (с одной или обеих родительских сторон), мать и отец (фигура отца показана особенно напряженно), первые детские страхи (не страшные на взрослый взгляд, однако оказывающие мощное влияние на формирование души ребенка), коллекция более или менее случайных посторонних персонажей (иногда <…> оказывающимися главнейшими)»6. Так или иначе, проблема семейных конфликтов затрагивается в произведениях как сугубо автобиографических, так и вымышленных.
Задача установления равновесия во взглядах при столкновении «отцов и детей» сложна. «Дети», открыто выступающие против поколения «отцов», не всегда понимают, что лишь терпимость друг к другу, взаимное уважение помогут избежать серьезных столкновений. В свою очередь, родители могут прикрывать собственные интересы заботой о детях. Часто дети оказываются отдаленными от своих родителей, они не могут поговорить с ними по душам, попросить помощи. Писатели-современники с состраданием и тревогой смотрят на современную семью, ища истоки неразрешимых противоречий в ближайшем прошлом. Все четыре выбранных нами автора обращаются к семье эпохи застоя. Дефицит в магазинах, скудная интеллигентская зарплата, развод родителей, вечные мучительные ссоры между родителями и бабушками. За бортом оставлены угасающие коммунистические мифологемы. О них совсем не думают ни взрослые, ни маленькие герои повестей. Зато давят на детей бесконечные взаимные упрёки взрослых или тупиковое нежелание сострадать друг другу.
Почему выбраны именно эти тексты? В разное время они вызвали широкое обсуждение как среди профессиональных критиков, так и среди читателей. Каждое из них являет собой пример качественной прозы, которая раскрывает образы наших современников, с их проблемами и радостями, близкими каждому читателю.
Тема семьи в творчестве русских писателей всегда являлась предметом исследования литературоведов. Так, теме семьи в творчестве М. Горького посвящена диссертация М.А. Кабак (2005 г.), проблему семьи и детства в творчестве И.С. Тургенева изучала М.А. Курбакова (2005 г.), Э.В. Лариева объектом изучения в своей диссертации выбрала тему семьи в творчестве Л. Улицкой (2007 г.), а диссертация И.И. Цыценко посвящена анализу темы семьи в романе М.А. Шолохова «Тихий Дон» (2004 г.) и множество других работ.
Изучению творчества Л. Петрушевской посвящено много исследований, например, работы Н. Ефимовой (1998 г.), Н.В. Каблуковой (2003 г.), И.М. Колтуховой (2006 г.), С.И. Пахомовой (2006 г.), Т.Г. Прохоровой (2008 г.). Объектом исследования в работах указанных авторов становятся мотив игры в произведениях Л. Петрушевской, поэтика ее драматургии, сказочные мотивы прозы писательницы и др. Произведения П. Санаева сравнительно недавно стали объектом изучения литературоведов (П. Басинский (2001 г.) В. Пустовая (2006 г.), так как его перу принадлежит пока лишь одно произведение («Похороните меня за плинтусом»), которое, однако, принесло его автору номинацию на Букеровскую премию. Изучением поэтики и тематики произведений О. Павлова также занимались лишь отдельные исследователи (О. Лебедушкина (2001 г.), В. Пустовая (2006 г.). Творчеству же И. Васильковой каких-либо специальных работ не посвящено.
Актуальность темы дипломной работы определяется тем, что проблема «отцов и детей», матери и детей, одиночества ребенка даже во внешне благополучной семье является извечной проблемой, возникающей перед людьми разных поколений. Преломление этих тем в современной русской литературе является несколько иным, нежели в классической литературе, ведь у каждого поколения в разное время своя система взглядов и ценностей. Соответственно, проблема семейных конфликтов и попытки её воплощения в художественных произведениях по-прежнему вызывает живой интерес.
Материалом для исследования послужили произведения современных русских писателей: повесть Л. Петрушевской «Время ночь» (1992 г.), повесть П. Санаева «Похороните меня за плинтусом» (1994 г.), повесть О. Павлова «В безбожных переулках» (2001 г.), повесть И. Васильковой «Садовница» (2007 г.).
Цель исследования – анализ проблемы семейного разлада в современной русской прозе.
Данная цель предполагает решение следующих задач:
– проанализировать развитие «мысли семейной» в классической литературе XIX-XX вв.;
– охарактеризовать своеобразие семейной драмы в повести Л. Петрушевской «Время ночь»;
– показать причины деформации детского сознания в повести в повести П. Санаева «Похороните меня за плинтусом»;
– определить психологические причины антисемейного начала в повести О. Павлова «В безбожных переулках»;
– выявить духовные последствия домашнего деспотизма в повести И. Васильковой «Садовница»;
Структура дипломной работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения и библиографии (42 наименования).
Список литературы
Художественная литература:
http://magazines.russ.ru/novyi_mi/2007/7/va4.html
http://lib.ru/PROZA/PAVLOV_O/pereulki.txt
http://www.litkarta.ru/russia/moscow/persons/petrushevskaya-l/vremia-noch/
Научная литература:
Электронные ресурсы:
http://www.netslova.ru/mirza/petrush.htm
http://www.beauty-code.ru/articles_13_117.html
www.wday.ru/afisha/kino/_article/pavel-sanaev-babushka-ne-umela-lyubit/
Объем: 66 стр. + доклад к диплому
Год: 2011
Цена: 2000 руб.
Год | 2011 |
---|---|
Количество страниц | 66 стр. + доклад к диплому |
Тип работы | Дипломная работа |
Не нашли то, что искали?
Сообщите нам тему работы, и мы подберём информацию по вашему запросу!
Свяжитесь с нами!