Содержание
Введение 3
Глава 1. Культура Ирана после арабского завоевания (8-13 века) 9
1.1 Архитектура 11
1.2. Художественные ремесла 17
1.3. Литература, наука и философия 20
Глава 2. Культура Ирана после монгольского завоевания (13-15 века) 32
2.1. Архитектура и художественные ремесла 34
2.2. Литература, наука и философия 41
2.3. Изобразительное искусство: книжная миниатюра и искусство каллиграфии 46
Глава 3. Культура Ирана в Новое время (16-18 века) 56
3.1. Архитектура и художественное ремесло 56
3.2 Литература, наука, философия 62
3.3. Искусство книжной миниатюры и каллиграфии в XVI—XVII вв 64
Заключение 71
Список источников и литературы 77
Введение
Актуальность темы дипломной работы. В современном мире в связи с противоречивостью и глобальным характером существенных социально-политических процессов, проходящих в нем, возрастает интерес к исламу как религиозной системе, а поэтому и к странам, в которых государственной религией является ислам, в частности, к Ирану, его истории, культуре, искусству – всей области духовного творчества, а также к области традиционной культуры, сложившихся норм организации традиционных форм искусства. В этом контексте история иранской культуры представляет значительный исследовательский интерес, так как позволяет на примере одного региона рассмотреть взаимодействие культурообразующих факторов в рамках единого цивилизационного целого, как в синхроническом, так и в диахроническом аспектах. Культуре Ирана свойственен традиционализм, что делает ее исключительно ценной для научного анализа и выявления базовых характеристик традиционной культуры, а также исследования возможностей ее трансформации и эволюции.
Известно, что иранская культура не является историческим наследием, принадлежащим исключительно современному Ирану, она в известной мере — общее достояние тех сопредельных народов, для которых персидский язык был в определенную эпоху литературным и государственным языком , а также всей мировой культуры.
Десятки специальных исследований, научно-популярных работ и сотни статей уже написаны об этой одной из значительнейших культур средневековья, однако, они в большинстве своем рассматривают отдельные аспекты этой культуры: в первую очередь, богатейшую персидскую литературу, поэзию, архитектуру, искусство каллиграфии, которым славились иранские художники. Богатейший материал накоплен в сфере изучения древней культуры Ирана, особенно в изучении персидской литературы, представляющей собой подлинную жемчужину в сокровищнице мировой литературы. Вместе с тем, работ, исследовавших бы культуру Средневекового Ирана в комплексе и в динамике ее развития от начала Средневековья и до Нового времени явно недостаточно.
Тема данного исследования – «Культура Ирана от Средневековья до Нового времени». Поставленная тема требует комплексного рассмотрения развития традиционной культуры Ирана в указанный период, ее тенденций и закономерностей, выявления факторов, оказавших значительное влияние на культуру этой страны.
Объект исследования: традиционная культура Ирана как часть единого цивилизационного целого средневекового исламского мира.
Предмет исследования: динамика развития культуры Ирана от раннего Средневековья до Нового времени, взаимосвязь ее с культурами сопредельных народов, факторы, оказавшие наибольшее влияние на развитие духовной культуры иранского народа.
Цель дипломной работы: комплексное рассмотрение развития традиционной культуры Ирана в указанный период, ее тенденций и закономерностей, выявления факторов, оказавших значительное влияние на культуру этой страны.
Исходя из поставленных целей определены задачи исследования:
1. рассмотреть развитие иранской культуры в период раннего Средневековья, в 8-13 веках – после завоевания Ирана арабами; проследить влияние арабского завоевания на развитие иранской культуры: архитектуры, литературы, в первую очередь, великолепной иранской поэзии, художественных ремесел, науки, образования, философии;
2. проследить динамику развития иранской культуры в период после монгольского завоевания – в 13-15 веках, выявить ее специфику в данный период, влияние монгольского завоевания и других факторов на дальнейшее развитие иранской культуры: зодчества, литературы, художественных ремесел, искусств каллиграфии, науки, образования, философии.
3. рассмотреть основные тенденции развития иранской культуры в Новое время – в 15-18 веках: дальнейшее развитие школ иранской миниатюры, новые явления в зодчестве, поэзии, становление иранской историографии; а также выявить специфику иранской культуры в данный исторический период, проанализировать процессы и факторы, предопределившие дальнейший упадок этой богатейшей культуры;
Хронологические рамки исследования охватывают обширный период, позволяющий рассматривать становление особенностей традиционной культуры Ирана во всем ее многообразии: от 8 века н.э., когда арабское завоевание стало своеобразным рубежом, отделившим культуру Древнего Ирана от новой культуры Средневекового Ирана, определяющую роль в которой стал играть ислам, до 18 века, когда происходит постепенное ослабление Иранского государства, а вслед за в силу многих причин ним и «угас тот творческий подъем, каким была отмечена культура Ирана в 10-15 веках».
Географические рамки исследования Иран – огромная страна, страна имперской культуры, поэтому преимущественное внимание в исследовании уделено столицам и крупным региональным центрам (Тебриз, Исфаган, Шираз, Херат, Кум, Кашан, Верамин и Султанабад, Керман, Самарра, Гульпайган, Нейриз, Ардистан, Самарканд, Мерв и мн. др.), даже если многие из них находятся на территории современного Ирака, Узбекистана и Туркменистана, что позволяет объективно рассмотреть не только развитие собственно Иранской культуры, но и взаимовлияние культур разных народов региона.
Методологическую основу исследования составили принципы историзма, научной объективности, системности и всесторонности, за основу взят хронологический принцип построения исследования.
Источниковая база: поэтические произведения выдающихся представителей персидской средневекой литературы – Абулькасима Фирдоуси, Омара Хайяма и др., записки Марко Поло, иллюстрирующие некоторые страницы иранской культуры раннего средневековья
Обзор использованной литературы: использованную при написании данной работы литературу можно разделить на несколько групп. К первой относятся труды общего характера по истории стран Востока в Средние века и в Новое время ; ко второй – монографии и исследования, посвященные истории Ирана в рассматриваемый период ; к третьей группе относятся труды, посвященные исследованию культуры народов Востока в Средние века ; к особой группе можно отнести большое количество работ, посвященных арабской и персидской литературе, а также тесно связанным с ней искусством каллиграфии и миниатюры; еще одну группу работ составляют монографии и исследования, посвященные отдельным аспектам культуры Ирана в рассматриваемый период .
Содержание работы: Содержание работы полностью соответствует поставленным целям и задачам. Дипломная работа состоит из трех глав. В первой главе рассматривается развитие иранской культуры в период раннего Средневековья, в 8-13 веках – после завоевания Ирана арабами; прослеживается влияние арабского завоевания на развитие иранской культуры: архитектуры, литературы, в первую очередь, великолепной иранской поэзии, художественных ремесел, науки, образования, философии, а также взаимовлияние иранской культуры с культурами других народов Ближнего Востока и средней Азии. Во второй главе прослеживается динамика развития иранской культуры в период после монгольского завоевания – в 13-15 веках, выявлена ее специфика в данный период, влияние монгольского завоевания и других факторов на дальнейшее развитие иранской культуры: зодчества, литературы, художественных ремесел, искусств каллиграфии, науки, образования, философии. В третьей главе рассмотрены основные тенденции развития иранской культуры в Новое время – в 15-18 веках: дальнейшее развитие школ иранской миниатюры, новые явления в зодчестве, поэзии, становление иранской историографии; а также выявлена специфика иранской культуры в данный исторический период, проанализированы процессы и факторы, предопределившие дальнейший упадок этой некогда богатейшей культуры.
Список литературы
1. Абулькасим Фирдоуси. Из Шах-намэ. В кн.: Родник жемчужин. Персидско-таджикская классическая поэзия, Москва, Московский рабочий, 1982.
2. Акимушкин О.Ф. (отв. ред.) Очерки истории культуры средневекового Ирана. Письменность и литература. М.: Наука, 1984. – 265 с. – (Культура народов Востока. Материалы и исследования)
3. Атагаррыев Е.. Некоторые памятники прикладного искусства Ирана XII—XIII вв. и их среднеазиатские параллели (по археологическим материалам Южного Туркменистана) // История Иранского государства и культуры (К 2500-летию Иранского государства) (отв. ред. Гафуров Б.Г..) — М.: Наука, 1971.
4. Бартольд В.В. Культура Мусульманства. / Бартольд В.В. Сочинения, Т. VI. Работы по истории ислама и Арабского халифата. М.: Наука. Главная редакция восточной литературы, 1966,
5. Болдырев A. Н. Отражение древних культурных традиций в классической литературе Ирана. // История Иранского государства и культуры (К 2500-летию Иранского государства) (отв. ред. Гафуров Б.Г..) — М.: Наука, 1971.
6. Большаков О.Г. Средневековый город Ближнего Востока. VII — середина XIII в. М., 1984.
7. Брагинский И.С. Иранское литературное наследие. М., 1984.
8. Васильев Л.С. История Востока: В 2 т. Т. 1: Учеб. по спец. «История». — М.: Высш. шк., 1998.
9. Воронина В. Л. Средневековый город арабских стран. — 1-е изд. — М: ВНИИТАГ Госкомархитектуры, 1991Дьяконов М.М. Очерк истории древнего Ирана. М., 1961.
10. Габриэли Ф. Основные тенденции развития в литературах ислама. Пер. с англ. А. С. Рапопорт // Арабская средневековая культура и литература. Сборник статей зарубежных ученых. Составитель и автор предисловия И. М. Фильштинский. Ответственный редактор Д. В. Фролов. – М.: Наука, 1978.
11. Гафуров Б. Фирдоуси – слава и гордость мировой литературы. / Фердоуси, Шах-намэ. Библиотека всемирной литературы. Серия первая. Том 24, Изд-во: «Художественная литература», Москва, 1972.
12. Грюнэбаум Г,Э. фон. Литература в контексте исламской цивилизации // Арабская средневековая культура и литература. Сборник статей. Под ред. Н.М. Фильштинского, — М.: Наука. Главное издательство восточной литературы, — 1978
13. История Востока. В 6 т. Т. 2. Восток в средние века / Гл. редкол. : Р.Б. Рыбаков (пред.) и др.; Отв. ред. Л.Б. Алаев, К.З. Ашрафян. — М.: Вост. лит., 2002. — 716 с.: карты.
14. История Ирана. / Отв. редактор М.С. Иванов — М.: Издательство МГУ, 1977. 488 с.
15. История Ирана с древнейших времен до конца XVIII в. / Пигулевская Н. В., Якубовский А. Ю., Петрушевский И. П., Строева Л. В., Беленицкий А. — М. — Л.: Изд-во Ленинградского университета. 1958.
16. Каджар Чингиз. Выдающиеся сыны древнего и средневекового Азербайджана. — Баку, издательство «Азербайджан», 1995. — 392 с.
17. Каптерева Т. П., Виноградова Н. А. Искусство средневекового Востока: Очерки.— М.: 1989.— 239 с
18. Керимов Г.М. Суфизм: мистическая ветвь в исламе. // Вопросы научного атеизма. 1989. Вып. 38. С. 109–127.
19. Корбен А.. История исламской философии.- М.: Прогресс-Традиция, 2010.
20. Крымский А. История Персии, ее литературы и дервишеской теософии. Т. 1-3. М., 1914-1917.
21. Луконин В. Г. Древний и раннесредневековый Иран. М.: Наука, 1987. 295 с.
22. Луконин В. Г. Иран в эпоху первых Сасанидов(Очерки по истории культуры). Л.: Издательство Государственного Эрмитажа. 1961. 80 с.
23. Луконин В. Г. Искусство Древнего Ирана. М.: Искусство, 1977. 232 с.
24. Луконин В. Г. Культура сасанидского Ирана в III—V вв. Очерки по истории культуры. М.: Наука, 1969. 242 с.
25. Марко Поло. Книга чудес света. – М.: Эксмо. 2012, (Великие путешествия).
26. Масиньон Л. Методы художественного выражения у мусульманских народов // Арабская средневековая культура и литература. Сборник статей. Под ред. Н.М. Фильштинского, — М.: Наука. Главное издательство восточной литературы, — 1978
27. Массэ А. Ислам. М., 1961.
28. Николаева, Т. Ю. Традиционное искусство иранской керамики как текст культуры : диссертация … кандидата культурологических наук : 24.00.01 / Николаева Татьяна Юрьевна; [Место защиты: Государственная академия славянской культуры] — М, 2012, 156 c,
29. Омар Хайям. Рубаи: Пер. с перс.-тадж. / Вступ. ст. З. Н. Ворожейкиной и А. Ш. Шахвердова; Сост. и примеч. А. Ш. Шахвердова. — Л.: Сов. писатель, 1986. — 320 с.
30. Осанов, И.В. Иран. Страна-загадка, открывающаяся миру / И.В. Осанов, С.М. . Бурыгин, Н.Н. Непомнящий. — Вече, 2010. — 320 с. : ил. / Автор идеи и проекта С.М. Бурыгин. — (Исторический путеводитель).
31. Очерки истории арабской культуры (V—XV вв.). — М.: «Наука», Главная редакция восточной литературы, 1982. 440 с. («Культура народов Востока»).
32. Пугаченкова Г. А. . Зодчество Средней Азии и Ирана в исторических связях. // История Иранского государства и культуры (К 2500-летию Иранского государства) (отв. ред. Гафуров Б.Г..) — М.: Наука, 1971
33. Пугаченкова Г А, К открытию люстровой керамики Мерва XII в., — ИАН ТуркССР — ООН, I960, № 4.
34. Ричка Я. История персидской и таджикской литературы. М., 1970
35. Роузентал Ф. Функциональное значение арабской графики. // Арабская средневековая культура и литература. Сборник статей. Под ред. Н.М. Фильштинского, — М.: Наука. Главное издательство восточной литературы, — 1978
36. Стародуб Т.Х. Средневековая архитектура, связанная с суфизмом: ханака, завия, такия. // Суфизм в контексте мусульманской культуры.— М.: Наука. Главная редакция восточной литературы, 1989.—341 с.
37. Фильштинский И. М. Арабская литература в средние века. VIII—IX вв. М.: Наука, 1978. 285 с.
38. Фильштинский И. М. Арабская классическая литература. М.: Наука, 1965. 310 с.
39. Фильштинский И. М. Арабская литература в средние века. Словесное искусство арабов в древности и раннем средневековье. М.: Наука, 1977. 290 с.
40. Фильштинский И. М. История арабской литературы (V— начало Х века). М.: Наука, 1985. 524 с.
41. Фильштинский И. М. История арабской литературы (X—XVIII веков). М.: Наука, 1991. 724 с.
42. Фильштинский И.М. Поэзия как форма выражения арабо-мусульманских мистиков. // Суфизм в контексте мусульманской культуры.— М.: Наука. Главная редакция восточной литературы, 1989.—341 с.
43. Фильштинский И. М., Шидфар Б. Я. Очерк арабо-мусульманской культуры. М.: Наука, 1971. 256 с.
44. Фрай Ричард. Наследие Ирана [Под ред. и с предисл, М.А. Дандамаева]. — 2-е изд., испр. и доп,—-М: Вост. лит., 2002- — 463 с.; ил. — (Культура народов Востока: Материалы и исследования : Осн. в 1969г.).
45. Шукуров Ш. М. Искусство средневекового Ирана. Формирование принципов изобразительности. – М.: Наука. Главное издательство восточной литературы, 1989, 248 с.
Общий объем: 80 стр.
Год: 2013
Цена: 2000 руб.
Год | 2013 |
---|---|
Количество страниц | 80 |
Тип работы | Дипломная работа |
Не нашли то, что искали?
Сообщите нам тему работы, и мы подберём информацию по вашему запросу!
Свяжитесь с нами!Смотрите также:
Получить бесплатную консультацию
|