Содержание
Введение 3
Глава 1. Жанровое своеобразие прозы С. Довлатова 7
1.1 Место С.Д. Довлатова в литературном процессе 7
1.2 Жанр записных книжек в творчестве Довлатова 11
1.3 Своеобразие жанра рассказа в творчестве Довлатова 21
1.4 Специфика повести в творчестве Довлатова 27
Глава 2. Художественное своеобразие прозы С. Довлатова 34
2.1 Стилеобразующие факторы прозы Довлатова 34
2.2 Художественные особенности записных книжек С. Довлатова 39
2.3 Художественные особенности цикла «Чемодан» 47
2.4 Черты поэтики повести «Иностранка» 54
Заключение 62
Список использованной литературы 64
Введение
Актуальность исследования. В России Сергей Довлатов – один из самых устойчиво читаемых авторов. Его проза инсценирована, экранизирована, изучается в школе и вузах, переведена на основные европейские и японский языки. Творческое наследие Довлатова до сих пор является предметом пристального внимания со стороны исследователей. Его творчество отличается художественным и жанровым своеобразием, хотя Довлатов отдавал явное предпочтение жанру рассказа, которые он объединяд в более крупное целое – книги и циклы.
В своей прозе писатель опирался, в первую очередь, на традиции Чехова, Пушкина, Зощенко, Шукшина и др. Но при этом он воспринимал, осваивал опыт литературы, которая возникала и развивалась на совершенно других основаниях. Художественное совершенство прозы Довлатова как раз и заключается в умении писателя вбирать «чужое», но делать его «своим», учиться на лучших образцах, но оставаться собой. Так возник глубоко индивидуальный стиль Довлатова, который ни с чем не спутать. За долгие годы творческой деятельности писатель явно никому не подражал и смог выработать свою неповторимую манеру письма, которой, в свою очередь, нельзя подражать.
Сам Довлатов свою манеру письма называл «псевдокументализмом»: выдуманное он намеренно выдавал на действительное, вымышленное точно воссоздавало реальность. Правдивый вымысел писатель ставил выше правды факта.
В научной литературе достаточно подробно изучены особенности повествования, жанровые особенности его произведений, специфика юмора, коммуникативные стратегии, интертекстуальность. Исследователей привлекает стиль Довлатова – индивидуальный, исключительный, его манера письма – эссеистическая, намеренно дискретная, либеральная с этической точки зрения.
Интерес исследователей к творчеству Довлатова обусловлен также тем, что литература русского зарубежья только недавно стала восприниматься как часть русской литературы в целом, поэтому важно выявить ее особенности и общие черты с русской литературой.
Степень изученности темы исследования. Отношение к творчеству Довлатова неоднозначно. Исследователи обычно уделяют больше внимания его прозе, нежели публицистике. Изучению творчества Довлатова посвятили свои работы такие исследователи, как В. Алейников, В.П. Высевков, Г.А. Доброзракова, А. Ковалова, Е.В. Ласточкина, Л. Лурье, А.С. Поливанов, В. Попов, О.П. Пушкарь, И. Сухих и др.
Изучением жанра записных книжек в творчестве С. Довлатова занимались такие исследователи, как Л.В. Лосев, Б.В. Орехов, Е.В. Перемышлев, И.Н. Сухих и др. Однако данная тема является недостаточно изученной. Как правило, исследователи сопоставляют записные книжки С. Довлатова и А.П. Чехова, выделяя различия и сходства. Собственно стилистике и особенностям жанра записных книжек у Довлатова уделяется мало внимания.
По литературоведческой значимости исследования, посвященные творчеству писателя, неравноценны. Прежде всего, стоит выделить монографию И. Сухих , в которой творчество Довлатова рассматривается глубоко, полно и всесторонне.
Книга А. Генис , написанная остроумно и живо, является, скорее, своеобразным «филологическим романом», а не научным исследованием.
В работе О.А. Вознесенской затрагивается вопрос особенности жанра рассказа в творчестве Довлатова в контексте современной русской литературы. Однако данный вопрос возникает как частный и поэтому является недостаточно освещенным.
Объект исследования – проза С. Довлатова.
Предмет исследования – художественные и жанровые особенности прозы С. Довлатова.
Цель исследования – анализ художественных и жанровых особенностей прозы С. Довлатова.
Данная цель предполагает решение следующих задач:
1. Рассмотреть место Довлатова в литературном процессе.
2. Выделить особенности жанра записных книжек в творчестве Довлатова.
3. Выявить своеобразие жанра рассказа в творчестве Довлатова.
4. Проанализировать особенности повести в творчестве Довлатова.
5. Выделить стилеобразующие факторы прозы Довлатова.
6. Проанализировать художественные особенности записных книжек Довлатова.
7. Рассмотреть художественные особенности цикла «Чемодан».
8. Выявить черты поэтики повести «Иностранка».
Материалом для исследования послужили сборники С. Довлатова «Соло на ундервуде» и «Соло на IBM», «Чемодан», «Иностранка», «Ремесло».
В работе были использованы следующие методы исследования: анализ, синтез, описательный метод (классификация и обобщение собранного материала); метод непосредственного наблюдения над фактами языка, их описания и интерпретации; метод лингвостилистического анализа.
Теоретико-методологическую базу исследования составили труды исследователей творчества С.Д. Довлатова – В. Алейникова, В.П. Высевкова, Г.А. Доброзраковой, А. Коваловой, Е.В. Ласточкиной, Л. Лурье, А.С. Поливанова, В. Попова, О.П. Пушкарь, И. Сухих и др.
Научная новизна исследования заключается в комплексном исследовании художественных и жанровых особенностей прозы Довлатова. Художественная и жанровая специфичность прозы писателя рассматривается как система с взаимосвязанными элементами, вступающими в сложные взаимоотношения.
Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.
В первой главе рассматривается жанровое своеобразие прозы С. Довлатова. Во второй главе анализируется художественное своеобразие прозы С. Довлатова.
Общий объем: 68
Год: 2018
Не нашли то, что искали?
Сообщите нам тему работы, и мы подберём информацию по вашему запросу!
Свяжитесь с нами!Смотрите также: