Содержание
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы формирования музыкально-просветительских навыков школьников-подростков в процессе внеклассных музыкальных занятий 7
Глава 1. Теоретические основы формирования музыкально-просветительских навыков школьников-подростков в процессе внеклассных музыкальных занятий 7
1.1 Характеристика понятия «музыкально-просветительские навыки» в научной литературе 7
1.2 Педагогические условия формирования музыкально-просветительских навыков школьников-подростков в процессе внеклассных музыкальных занятий 15
Выводы по главе 1 26
Глава 2. Экспериментальная работа по формированию музыкально-просветительских навыков школьников-подростков в процессе внеклассных музыкальных занятий 28
2.1 Экспериментальное изучение исходного уровня развития музыкально-просветительских навыков у школьников-подростков (констатирующий этап) 28
2.2 Работа по формированию музыкально-просветительских навыков школьников-подростков в процессе внеклассных музыкальных занятий (формирующий этап) 37
2.3 Результаты экспериментальной работы по формированию музыкально-просветительских навыков школьников-подростков в процессе внеклассных музыкальных занятий (контрольный этап) 45
Выводы по главе 2 52
Заключение 53
Список использованной литературы 55
Приложение 1. Анкета для учащихся 59
Приложение 2. Анкета для родителей 60
Приложение 3. Анкета для оценки проведенного музыкального мероприятия 61
Введение
Актуальность дипломной работы. Музыка наряду с другими видами ис-кусства воздействует на человека, непосредственно обращаясь к его душе, миру его переживаний и настроений. Музыка – это язык чувств, модель че-ловеческих эмоций. Музыка играет огромную роль в процессе воспитания духовности, культуры чувств, развития эмоциональной и познавательной сторон личности человека. Однако сказанное относится только к тем музы-кальным произведениям, которые являются образцами высокохудожественными, общепризнанными. Современная музыка, к сожалению, не открывает перед слушателями новых духовных горизонтов, многие музыкальные произведения являются антихудожественными и бессодержательными.
Именно поэтому воспитание духовной, гармоничной, образованной личности с помощью музыки в настоящее время является одной из наибо-лее актуальных тем в педагогике, психологии и музыкознании. Достижению этой цели способствуют не только занятия музыкой в общеобразовательных школах, но и музыкально-просветительская работа классного руководителя, направленная на формирование у школьников музыкально-просветительских навыков учащихся.
Музыкально-просветительская работа на внеклассных музыкальных занятиях в школе предусматривает применение различных приемов решения музыкально-просветительских задач, организацию и проведение внеурочных форм работы музыкально-просветительского характера. Актуальность музыкально-просветительской работы на внеклассных музыкальных занятиях в школе обусловлена и тем, что современное образование направлено на обеспечение условий эффективной реализации воспитания в образовательном учреждении, а внеклассные музыкальные занятия способны обеспечить необходимые условия для культурного и творческого развития школьников.
Степень изученности темы диплома. При всей значимости изучения особенностей формирования у школьников-подростков музыкально-просветительских навыков в процессе внеклассных музыкальных занятий, данные навыки до настоящего времени не становились предметом специального исследования в научной и музыкально-педагогической литературе. Неизученность темы данного исследования в литературе также свидетельствует об актуальности проблемы исследования, цель которого состоит в поиске и определении педагогических условий формирования у школьников-подростков музыкально-просветительских навыков в процессе внеклассных музыкаль-ных занятий.
Объект исследования дипломной работы– музыкально-просветительские навыки школьников-подростков.
Предмет исследования диплома– педагогические условия, средства и приемы работы по формированию музыкально-просветительских навыков у школьников-подростков в процессе внеклассных музыкальных занятий.
Цель исследования – анализ педагогических условий формирования музыкально-просветительских навыков у школьников-подростков в процессе внеклассных музыкальных занятий.
Данная цель предполагает решение следующих конкретных задач:
1. характеристика понятия «музыкально-просветительские навыки» в научной литературе;
2. анализ педагогических условий формирования музыкально-просветительских навыков школьников-подростков в процессе внеклассных музыкальных занятий;
3. экспериментальное изучение исходного уровня развития музы-кально-просветительских навыков школьников-подростков (констатирую-щий этап исследования);
4. работа по формированию музыкально-просветительских навыков школьников-подростков в процессе внеклассных музыкальных занятий (формирующий этап исследования);
5. результаты экспериментальной работы по формированию музыкально-просветительских навыков школьников-подростков в процессе внеклассных музыкальных занятий (контрольный этап исследования).
Методологической основой исследования явились:
— психолого-педагогические исследования особенностей развития школьников-подростков;
— исследования ученых-педагогов в области развития музыкально-просветительских навыков школьников-подростков;
— концепция понимания музыкального искусства как части художест-венной культуры мира.
Источниками исследования послужили:
— психолого-педагогическая и искусствоведческая литература по музыкально-педагогическому образованию, связанная с темой исследования;
— педагогический опыт музыкально-просветительской работы педагогов общеобразовательных школ;
— опытная работа автора исследования.
В дипломе были использованы следующие методы исследования: тео-ретический анализ научной литературы; педагогические наблюдения; беседы; анкетирование; экспериментальная работа по формированию музыкально-просветительских навыков школьников-подростков в процессе внеклассных музыкальных занятий.
Исследование проводилось на базе общеобразовательной школы № 79 г. Москва.
Научная новизна исследования заключается в разработке понятия «музыкально-просветительские навыки» и определения педагогических ус-ловий их формирования у школьников-подростков в процессе внеклассных музыкальных занятий.
Научно-практическая значимость исследования дипломной работы заключается в том, что его результаты могут быть использованы педагогами общеобразовательных учреждений, музыкальными руководителями, при чтении лекций для студентов педагогических университетов и педагоги-ческих училищ, а также для слушателей курсов системы повышения квали-фикации педагогических кадров.
Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключе-ния, списка использованной литературы и трех приложений.
Список литературы
1. Алиев Ю.Б. Музыка и ее воспитательная функция // Домашнее воспитание. – 1998. – № 4. – С. 57-61.
2. Алферов А.А. Развитие профессионально значимых коммуникативных качеств учащихся в контексте информационной музыкально-аналитической деятельности: Автореф. дисс. … канд. педаг. наук. – М., 2000. – 23 с.
3. Арчажникова Л.Г., Михайлова С.Б. Принципы общей дидактики в музыкальном образовании // Проблемы музыкального образования: Сборник науч. трудов. – Вып. 2. – Чебоксары: ЧГПУ, 2000. – С. 3-12.
4. Арчажникова Л.Г., Михайлова С.Б. Социальное формирование личности средствами искусства // Музыкальное образование: проблемы, поиски, находки: Межвузовский сборник научн. статей. – Вып. 2. – Чебоксары: ЧГПУ, 2002. – С. 3-15.
5. Бабанский Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса. – М.: Просвещение, 1983.
6. Большой толковый словарь русского языка / Сост. и гл. ред. С.А. Кузнецов. – М., 2000.
7. Ветлугина Н.А. Модель эстетического отношения ребенка к му-зыке и музыкальной деятельности // Развитие музыкального слуха, певческого голоса и музыкально-творческих способностей. – М., 1982. – С. 15-19.
8. Ветлугина Н.А. Музыкальное развитие ребенка. – М.: Просвещение, 1968. – 415 с.
9. Галкина В.Л. Подготовка будущего учителя музыки к созданию творческой лаборатории: Дисс. … канд. педаг. наук. – Чебоксары, 2002. – 197 с.
10. Глазырина Е.Ю. Взаимодействие урока музыки и внеклассных занятий в формировании музыкальной культуры школьников: Дисс. … канд. педаг. наук. – М., 1991. – 160 с.
11. Готсдинер А.Л. Музыкальная психология. – М.: NB МАГИСТР, 1993. – 190 с.
12. Дубынина Ю.В. Восприятие музыкальной культуры региона как педагогическая проблема (в условиях внеклассной работы в общеобразовательной школе): Дисс. … канд. педаг. наук. – М., 2009. – 313 с.
13. Жданова Т. Игра как метод развития музыкальных интересов детей в хоре. – М., 1995.
14. Запрудский Н.И. Современные школьные технологии: пособие для учителей. – М., 2004.
15. Казарикова Т.А. Формирование умений проектировать музы-кальную деятельность школьников-подростков у студентов педагогического колледжа в процессе музыкально-педагогической подготовки: Дисс. … канд. педаг. наук. – Екатеринбург, 2005.
16. Калимуллина О.А. Развитие творческого потенциала подростков средствами музыкально-просветительских практик: Дисс. … канд. педаг. наук. – Казань, 2009. – 243 с.
17. Крыхтина С.Ю. Формирование музыкально-творческих способностей учащихся в условиях внеклассной работы учреждения дополнительного образования: Дисс. … канд. педаг. наук. – М., 2009.
18. Кубанцева Е.И. Подготовка студентов музыкально-педагогических факультетов к реализации культурологических задач на уроке музыки: Дисс. … канд. педаг. наук. – М., 1999. – 192 с.
19. Ломов Б.Ф. Вопросы общей, педагогической и инженерной пси-хологии. – М.: Педагогика, 1991.
20. Медведева И.А. Профессиональное художественное мышление учителя музыки: учеб. пособие. – М.: Альфа, 2001. – 124 с.
21. Медушевский В. О закономерностях и средствах художественного воздействия музыки. – М.: Музыка, 1976.
22. Мелик-Пашаев А.А., Новлянская З.И. Концепция и проект про-граммы общего художественного развития школьников первого года обучения // Искусство в школе. – 1994. – № 2.
23. Мельникова Л.Л. Методика формирования профессиональной готовности преподавателя колледжа искусств к концертно-просветительской работе: Автореф. дисс. … канд. педаг. наук. – М., 2005.
24. Музыкальное образование в школе: учеб. пособие / В.А. Школяр, Е.Д. Критская и др. – М.: Академия, 2001. – 232 с.
25. Павлова Е.В. Педагогические условия совершенствования подготовки будущего учителя музыки к внеурочной музыкально-просветительской деятельности: Дисс. … канд. педаг. наук. – Чебоксары, 2003. – 212 с.
26. Радынова О.П. Слушаем музыку: Кн. для воспитателя и музы-кального руководителя детского сада. – М.: Просвещение, 1990.
27. Рудзик Е.Е. Внеклассная музыкально-просветительская работа в условиях общеобразовательного учреждения // Музыкально-просветительская работа в прошлом и современности (к 90-летию учреждения Г.Л. Болычевцевым «Народной консерватории» в Курском крае): Материалы международной научно-практической конференции. – Курск, 2010.
28. Самохвалова Н.М. Формирование основ музыкального мышления у детей и подростков: на материале занятий в музыкально-исполнительских классах: Дисс. … канд. педаг. наук. – М., 2009. – 169 с.
29. Самохина М.А. Формирование исполнительских умений и навыков учащихся детской музыкальной школы в классе гитары: Автореф. дисс. … канд. педаг. наук. – М., 2005.
30. Симонов В.П. Педагогическая практика в школе: учеб.-метод. пособие для преподавателей и студентов. – М.: МПСИ, 2000. – 180 с.
31. Созонов В.П. Организация воспитательной работы в классе: метод. пособие для классного руководителя. – М.: Педагогический поиск, 2002. – 160 с.
32. Фадеева М.А. Развитие музыкально-эстетической культуры подростков в условиях дополнительного образования: Дисс. … канд. педаг. наук. – Саратов, 2000. – 168 с.
33. Федорович Е.Н. Педагогика профессионального музыкального образования в структуре педагогической науки // Музыкальное образование: проблемы, поиски, находки: Межвузовский сборник науч. трудов. Вып. 3. – Чебоксары: ЧГПУ, 2002. – С. 40-45.
34. Чечель И.Д. Управление исследовательской деятельностью педагога и учащегося в современной школе. – М.: Сентябрь, 1998. – 144 с.
35. Шафер М. Мысли по поводу музыкального воспитания // Из ис-тории музыкального воспитания: Хрестоматия. – М.: Просвещение, 1990.
36. Шевченко Г.П. Эстетическое воспитание в школе: уч.-метод. по-собие. – Киев, 1985.
37. Шипилкина Т.А. Оптимальное сочетание форм учебной деятельности на уроках музыки как условие развития творческой активности школьников-подростков: Дисс. … канд. педаг. наук. – Пенза, 2001. – 167 с.
38. Щукина Г.И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе. – М.: Просвещение, 1979.
39. Юдина В.И.Музыка в системе межпредметных связей в началь-ной школе // Начальная школа. – 2003. – № 8. – С. 105-108.
Общий объем: 60
Год: 2013
Цена: 2000 руб.
Год | 2013 |
---|---|
Количество страниц | 60 |
Тип работы | Дипломная работа |
Не нашли то, что искали?
Сообщите нам тему работы, и мы подберём информацию по вашему запросу!
Свяжитесь с нами!Смотрите также: