Курсовая работа Антонимия в поэтическом тексте К.Д. Бальмонта

Антонимия в поэтическом тексте К.Д. Бальмонта

Курсовая работа

500 руб.


Курсовая работа — пример

Артикул: 1424. Категория: .

Содержание

Введение 3
Глава I. Теоретико-методологические основы изучения антонимии 6
1.1. Концепции антонимии в отечественной лингвистической науке 6
1.2. Проблемы функционирования антонимов в художественном и поэтическом тексте 11
Глава II. Особенности функционирования антонимов в поэтических текстах К.Д. Бальмонта 16
2.1. Антонимичные пары, антонимические ряды и контекстуальные антонимы в сборнике «Будем как солнце» 16
2.2. Антонимия как составляющая поэтического идиостиля К.Д. Бальмонта 25
Заключение 32
Список литературы 34

Введение

Извечное стремление человека к диалектическому осмыслению действительности нашло выражение в антонимии – универсальном явлении, которое наблюдается «в различных языках и на различных уровнях языковой системы» [Лихачева 2006: 3]. Антонимия «играет важную роль в речемыслительной деятельности, поскольку является основным выразительным средством создания контраста» [Там же: 3].
По мысли О.Н. Егорченко, «контраст – основа человеческого бытия во все времена и на уровне любой культуры. Эволюция мироздания теснейшим образом связана с контрастным осознанием действительности, элементы которой через контрастное восприятие подвергались анализу, а затем синтезировались, включаясь в единое целое, составляющее эмпирику осознания человеком как самого себя, так и себя в социуме» [Егорченко 2006: 4].
Явление антонимии и передаваемое им контрастное восприятие действительности со второй половины XX века становится объектом пристального внимания русских ученых-лингвистов. В изучении русской антонимии до сегодняшнего дня сохраняется ряд нерешенных проблем. Одной из главных тенденций, по утверждению Я. Вежбиньски, является «определенное смещение акцентов в изучении антонимии – от общеязыкового плана к конкретно-речевому воплощению антонимии, в связи с чем расширяется предметная область исследований» [Вежбиньски: эл.ресурс].
Данное предположение убедительно подтверждается появлением в последние годы целого ряда диссертационных работ, которые посвящены функционированию антонимов в художественных и публицистических текстах [См. например: Егорченко 2006; Толстая 2010; Гудкова 2010; Моисеева 2011].
Е.М. Моисеева, обращаясь к анализу «антонимических отношений в поэтических текстах К. Бальмонта и реконструкции системы антонимических оппозиций как фрагмента языковой картины мира поэта» [Моисеева 2011: 3], выявляет «отличительную черту художественного стиля поэта – использование метода полярной характеристики, позволяющего колоритно представить образы и идеи произведения» [Моисеева 2011: 5].
Можно, таким образом, предполагать, что наблюдение над функционированием различных видов антонимов в поэтических текстах К.Д. Бальмонта позволит определить не только художественное своеобразие произведений поэта, но и ключевые элементы его мировоззрения. В творчестве К.Д. Бальмонта, одного из ярких представителей русского символизма, очевидно, находит отражение сама противоречивая и сложная духовно-философская и творческая атмосфера эпохи рубежа XIX-XX веков.
Как отмечает В.А. Сазонова, в настоящее время «научное освоение проблемы антонимических отношений базируется в основном на анализе языковых антонимов» [Сазонова 2011: 6]. В то же время «не менее важной представляется проблема изучения этих отношений в речевом аспекте, в частности, в художественной речи, в которой смысловые расхождения слов проявляются шире, активнее, ярче, чем в речи общеупотребительной» [Там же: 6]. Особенности антонимических отношений в языке поэзии К.Д. Бальмонта только сейчас становятся предметом целостного, системного изучения. Лишь небольшое количество исследований посвящено и более крупной проблеме – «особенностям употребления антонимов в языке поэзии, являющемся мощным средством эстетического воздействия» [Гудкова 2010: 4].
В связи со сказанным выше тема нашей курсовой работы представляется актуальной и обладает несомненной научной новизной. Нами будет предпринято комплексное изучение и описание функционирования антонимов в поэтическом тексте К.Д. Бальмонта, исследование сложных связей между словами, осмысление идиостиля поэта.
Цель курсовой работы – установить грамматические и структурно-семантические особенности антонимической парадигмы и своеобразие ее функционирования в поэтическом идиостиле К.Д. Бальмонта.
Для достижения цели исследования необходимо решить следующие конкретные задачи:
• рассмотреть толкования понятия «антонимия» и основные концепции антонимов в работах русских лингвистов второй половины XX – начала XXI вв.;
• определить проблемы функционирования антонимов в прозаическом и поэтическом текстах;
• выявить антонимические пары, антонимические ряды языковых антонимов и контекстуальные антонимы в поэтических текстах К.Д. Бальмонта;
• рассмотреть своеобразие поэтического идиостиля Бальмонта.
Материалом исследования стали поэтические отрывки (антонимические контексты), извлеченные из сборника «Будем как солнце» (1903), который явился вершиной поэтического творчества Бальмонта и во многом определил динамику художественного мира поэта. Всего – 75 поэтических отрывков, в которых нами были обнаружены 82 антонимические парадигмы.
Методы исследования: системный и контекстуальный анализ; описательный метод с применением приемов наблюдения, интерпретации, сопоставления и обобщения, классификации языковых фактов; метод сплошной выборки языкового материала.
Структура работы: курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.

Список использованных источников

1. Бальмонт К.Д. Будем как солнце (1903) // http://az.lib.ru/b/balxmont_k_d/text_0640.shtml

II. Теоретико-методологическая литература

2. Вежбиньски Я. Теоретические проблемы антонимии (взгляд с рубежа веков) // http//www.filologija.vukhf.lt/4-9/doc/Wierzbinski.doc.
3. Виноградов В.В. О языке художественной прозы. М., 1980.
4. Лайонз Дж. Введение в теоретическую лингвистику / Пер. с англ. яз. под ред. и с предисл. В.А. Звегинцева. М., 1978.
5. Лихачева О.Н. Сопоставительно-типологический структурно-семантический анализ антонимов в русском и английском языках: Автореф. дисс. … канд. филол. н. Майкоп, 2006.
6. Толстая А.Л. Антонимия как механизм создания контраста в современной публицистической речи: Автореф. дисс. … канд. филол. н. М., 2010.
III. Научно-критическая литература

7. Апресян Ю.Д. Избранные труды. Т. I. Лексическая семантика. Синонимические средства языка. М., 1995.
8. Винокур Г.О. О задачах истории языка // Винокур Г.О. Избранные работы по русскому языку. М., 1959. С. 207-226.
9. Голуб И.Б. Стилистика русского языка. М., 2010.
10. Гудкова Я.А. Антонимия в первичном и вторичном поэтическом тексте: Автореф. дисс. … канд. филол. н. Ростов-на-Дону, 2010.
11. Дмитриев А.Л. Антонимы в поэзии А.А. Ахматовой // Русский язык в школе. 1981. №3. С. 73-78.
12. Егорченко О.Н. Стилистические фигуры контраста в современном русском литературном языке: семантико-структурно-функциональная характеристика: Автореф. дис. . канд. филол. наук. Абакан, 2006.
13. Иванова В.А. Антонимия в системе языка. Кишинев, 1982.
14. Моисеева Е.М. Система антонимических оппозиций в языковой картине мира К. Бальмонта: Автореф. дисс. … канд. филол. н. Тамбов, 2011.
15. Молчанова Н.А. Метаморфозы мифологемы «Поэт — “сын Солнца”» в лирике К. Бальмонта начала 1900-х годов // Молчанова Н.А. «Всю жизнь хочу создать из света, звука…»: Вопросы поэтики лирики К.Д. Бальмонта. Воронеж, 2011. С. 86-95.
16. Новиков Л.А. Семантика русского языка. М., 1972.
17. Новиков Л.А. Антонимия в русском языке (Семантический анализ противоположности в лексике). Москва, 1973.
18. Петрова Г.В. Речевые средства контраста в романе Федина «Костер» // Стилистика художественной литературы. М., 1982. С. 200-205.
19. Петрова Т.С. Мифологема пути в лирике К.Д. Бальмонта 1890-х гг. // Константин Бальмонт. Сайт исследователей жизни и творчества // http://balmontoved.ru/almanah-solnechnaja-prjazha/243-ts-petrova-g-shuja-mifologema-puti-v-lirike-k-d-balmonta-1890-h-gg—1905-g.html.
20. Рябов О.В. Русская философия женственности (XI – XX века). Иваново, 1999.
21. Сазонова В.А. Антонимы как средство выражения контраста в языке и художественной речи: Автореф. дисс. … канд. филол. н. Красноярск, 2011.
22. Тимофеев Л.И. Поэтика контраста в поэзии Александра Блока // Русская литература. 1961. № 2. С. 99-197.
23. Фомина М.И. Современный русский язык. Лексикология. М., 2001.
24. Шанский Н.М. Лексикология современного русского языка. М., 1964.

IV. Словари и энциклопедии

25. Ахманова О.С. Словарь лингвистических терминов. М., 1969.
26. Введенская Л.А. Словарь антонимов русского языка. Около 500 антонимических гнезд. М., 2003.
27. Колесников Н. П. Словарь антонимов русского языка. Тбилиси, 1972.
28. Лингвистический энциклопедический словарь. М., 1990 // http://www.tapemark.narod.ru/les/
29. Львов М.Р. Словарь антонимов русского языка. Более 2000 антонимических пар / Под ред. Л.А. Новикова. М., 1984.
30. Мифология. Энциклопедия / Гл. ред. Е.М. Мелетинский. М., 2003.
31. Мифы народов мира: Энциклопедия в 2 т. М., 1980 // http://www.mifinarodov.com/.
32. Словарь русского языка: В 4 т. М., 1999 (МАС).
33. Словари антонимов // http://www.gramota.ru/slovari/types/17_14.
34. Толковый словарь русского языка в 4-х томах / Под ред. Д.Н. Ушакова. М., 1935-1940 // Фундаментальная электронная библиотека «Русская литература и фольклор» (ФЭБ) // http://feb-web.ru/feb/ushakov/ush-abc/0ush.htm.

Общий объем: 36 стр.

Год: 2015

Цена: 500 руб.

Год

2015

Количество страниц

36

Тип работы

Курсовая работа

Закажите оригинальную работу

Не нашли то, что искали?

Сообщите нам тему работы, и мы подберём информацию по вашему запросу!

Свяжитесь с нами!