Курсовая работа Жанровая специфика малой прозы 1920-х гг (на материале творчества М.Булгакова, М. Зощенко)

Жанровая специфика малой прозы 1920-х гг (на материале творчества М.Булгакова, М. Зощенко)

Курсовая работа

500 руб. 300 руб.


Курсовая работа — пример

Артикул: 1322. Категория: .

Содержание

Введение 3
Глава 1. Жанровое своеобразие малой прозы М.М. Зощенко 5
1.1 Особенности малой прозы М.М. Зощенко 5
1.2 Анекдотичность «малой» прозы М.М. Зощенко 10
Глава 2. Жанровое своеобразие малой прозы М.А. Булгакова 15
2.1 Специфика малой прозы М.А. Булгакова 15
2.2 Разнообразие жанров «малой» прозы М.А. Булгакова 17
Заключение 27
Список использованной литературы 28

Введение

Малая проза в современном литературоведении – очень распростра-ненный термин, обозначающий совокупность прозаических жанров малой формы. Малую прозу представляют новеллы, миниатюры, афористические высказывания, дневники, письма, черновые наброски, записи лекций и бесед и др. Для каждой историко-культурной эпохи этот список можно было пополнить специфическими любимыми жанрами.
В данной курсовой работе мы рассмотрим жанровую специфику малой прозы 1920-х годов на примере творчества М. Зощенко и М. Булгакова.
Под жанром в узком смысле слова понимаются исторически сложив-шиеся типы художественных произведений . Как отмечает Е.В. Пономарева, стратегия жанрового самоопределения в 1920-е годы складывалась под знаком отрицания классических канонических жанровых и дискурсивных практик, синтеза в рамках отдельного произведения структурных элементов, относящихся к различным жанровым парадигмам. Не отказываясь от использования открытий великих предшественников, художники двадцатых годов стремились не просто копировать, но и существенно расширить варианты усложнения родовой структуры малого жанра, добиваясь значительного эффекта различными способами. Один из вариантов расширения потенциала мало-го жанра связан с созданием вариантов циклизованной прозы, другой, не менее продуктивный, – с трансформацией качественного наполнения носителей жанра в рамках отдельного монолитного произведения .
Для новеллистики 1920-х годов характерно две тенденции: распад крупных жанров на более мелкие жанровые формы и «наращивание» малой формы с помощью придания ей масштабов крупного эпического полотна. Кроме того, жанровой спецификой литературы этого времени явились: жанровая унификация рассказа и повести в рамках отдельно взятого произведения; произведение малой прозы может структурироваться по подобию романа; «многоступенчатое» сегментирование рассказов и др.
Для малой прозы 1920-х годов были характерны мобильность, подвижность, емкость и одновременно эпическая полновесность за счет универсальных базовых конструктивных принципов (например, небольшого объема; наличия единого повествователя; связанности мотивов; сегментирования текста; циклически повторяющегося сюжета – внешнего и внутреннего и др.).
Цель исследования – анализ жанрового своеобразия малой прозы 1920-х годов.
Данная цель предполагает решение следующих задач:
1. анализ особенностей малой прозы М.М. Зощенко;
2. анализ анекдотичности малой прозы М.М. Зощенко;
3. анализ специфики малой прозы М.А. Булгакова;
4. анализ разнообразия жанров малой прозы М.А. Булгакова.
Материалом для данного исследования послужила малая проза М.М. Зощенко и М.А. Булгакова.
Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.

Список использованных источников

1. Барсукова О.А. Музыка, живопись и театр в прозе М. Зощенко: Дисс. … канд. филол. наук. – Барнаул, 2004. – 181 с.
2. Булгаков М.А. Записки на манжетах. Ранняя автобиографическая проза. – М.: Художественная литература, 1988.
3. Булгаков М.А. Из литературного наследия: Письма // Октябрь. – 1987. – № 6.
4. Булгаков М.А. Собрание сочинение: в 5 т. – Т. 2. – М.: Художественная литература, 1989.
5. Вахитова Т.М. «Очень, очень люблю, с годами все больше и нежнее…». Письма М.С. Шагинян к М.М. Зощенко (1925-1958) // Михаил Зощенко. Материалы к творческой биографии. Книга 1. – СПб.: Наука, 1997.
6. Гребенщикова А.Г. Кинематографичность ранней прозы М. Булгакова // http://www.nbuv.gov.ua/portal/natural/vkhnu/Filol/2012_994/content /grebenshchikova.pdf.
7. Ершов Л.Ф. Сатирические жанры русской советской литературы. – Л., 1990.
8. Жирмунский В.М. Введение в литературоведение: Курс лекций. – СПб.: Наука, 1996.
9. Зощенко М.М. О себе, о критиках и о своей работе // М.М. Зо-щенко. Статьи и материалы. – Л., 1990.
10. Зощенко М.М. Рассказы. – М.: Художественная литература, 1974.
11. Зощенко М.М. Собрание сочинений: в 3 т. – Т. 1. – Л.: Художественная литература, 1986.
12. Ибатуллина Г.М. Жанровый архетип мениппеи в поэтике коми-ческой новеллы М. Зощенко // Вестник Удмуртского университета. Серия: История и филология. – Вып. 4. – 2010.
13. Лотман Ю.М. Текст в тексте // Труды по знаковым системам. XIV. – Тарту, 1981.
14. Новиков В. Ранняя проза М. Булгакова // М.А. Булгаков. Повести. Рассказы. Фельетоны. – М.: Советский писатель, 1988.
15. Петренко А.Ф. Сатирическая проза М.А. Булгакова 1920-х годов: Поэтика комического: Дисс. … канд. филол. наук. – Пятигорск, 2000. – 201 с.
16. Плаксицкая Е.А. Сатирический модус человека и мира в творчестве М.А. Булгакова: На материале повестей 20-х годов и романа «Мастер и Маргарита»: Дисс. … канд. филол. наук. – Елец, 2004. – 199 с.
17. Подшивалова Е.А. Чехов и Зощенко: к вопросу о соотношении авторских сознаний // Вестник ВГУ. Серия: Филология. Журналистика. – 2005. – № 1.
18. Пономарева Е.В. Жанровый синкретизм малой прозы 1920-х годов // Вестник ЮУрГУ. – № 7 (47). – 2005.
19. Пономарева Е.В. Новеллистика М.А. Булгакова 20-х годов: Дисс. … д-ра филол. наук. – Екатеринбург, 1999.
20. Садыхова С.А. Творчество М. Булгакова-сатирика: Монография. – Баку, 2007.
21. Слонимский М.Л. Михаил Зощенко // Вспоминая Михаила Зощенко: сборник / Сост. Ю. Томашевский. – Л.: Художественная литература, 1990.
22. Теория литературы. Том III. Роды и жанры (основные проблемы в историческом освещении). – М.: ИМЛИ РАН, 2003. – 592 с.
23. Тынянов Ю.Н. О литературной эволюции // Ю.Н. Тынянов. По-этика. История литературы. Кино. – М.: Наука, 1997.
24. Успенский Б.А. Семиотика искусства. – М., 1995.
25. Хализев В.Е. Теория литературы. – М.: Высшая школа, 1999.
26. Штейман М.С. «Малая» проза М.А. Булгакова в контексте литературного процесса 20-х годов: Дисс. … канд. филол. наук. – М., 1998. – 195 с.
27. Яблоков Е. Лицо времени за стеклом вечности. Историософия Михаила Булгакова // Общественные науки и современность. – 1992. – № 3. – С. 97-108.
28. Яновская Л. Творческий путь М. Булгакова. – М.: Просвещение, 1993.

Общий объем: 29

Год: 2013

Цена: 500 руб.

Год

2013

Количество страниц

29

Тип работы

Курсовая работа

Закажите оригинальную работу

Не нашли то, что искали?

Сообщите нам тему работы, и мы подберём информацию по вашему запросу!

Свяжитесь с нами!