Курсовая работа Древнерусская Иконопись 14-16 вв

Древнерусская иконопись 14-16 вв

Курсовая работа

500 руб.


Курсовая работа — пример

Артикул: 14726. Категория: .

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………………..3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РУССКОЙ ИКОНОПИСИ XIV-XVI ВВ…………………………………………………………………………………..7
1.1. Художественные и стилистические особенности средневековой русской иконописи………………………………………………………………………………7
1.2. Основные школы русской иконописи XIV-XVI вв…………………………11
2. ОСОБЕННОСТИТВОРЧЕСТВА РУССКИХ ИКОНОПИСЦЕВ XIV-XVI ВВ……………………………………………………………………………………….14
2.1. Андрей Рублев и его творчество……………………………………………….14
2.2. Особенности иконописи Феофана Грека……………………………………..18
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………………23
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………………25

Введение

Актуальность исследования по теме данной работы обусловлена тем, что в настоящее время, в связи с развитием новых технологий реставрации икон, дающих возможность более точного определения автора той или иной иконы, возрастает интерес к шедеврам древнерусской иконописи периода XIV-XVI столетий. Хронологические рамки исследования, охватывающие период XIV-XVI обусловлены тем, что именно данный период считается одним из наиболее плодотворных с точки зрения создания наиболее знаковых икон.
До начала XX в. историки определяли расцвет отечественного иконописного творчества в 16-17 веках (время зарождения «Строгановского» письма). Для отдела иконописи Русского Музея Александра III Н.П. Лихачёвым был составлен соответствующий каталог, но открытие новгородских фресок, датируемых 1500 годом, заставило признать указанные в каталоге даты ошибочными, как минимум на столетие. А открытие старинных новгородских икон 14-16 веков, освобождение их от более поздних «поновлений» и вовсе перевернуло все бытующие ранее представления о развитии русского иконописного искусства. Таким образом, извлечение древних новгородских икон привело к пересмотру всей истории древнерусской иконописи. Можно сказать, что тогда русская икона была «открыта» заново.
История изучения русского церковного искусства имеет ряд особенностей, отличающих ее от историографии Русской Церкви. Современная периодизация церковного искусства соответствует не церковной истории, а хронологическим этапам истории России, подразделяясь на историю древнерусского искусства, искусства XVIII, XIX и XX вв. Произведения церковной архитектуры, живописи, скульптуры и прикладного искусства древнерусского периода (X-XVII вв.) являются памятниками, характеризующими искусство в целом, что обусловлено религиозным характером культуры Древней Руси. При переходе к новому времени (XVIII в.) история искусства приобретает характер истории стилей, на первый план выходит личность художника-творца, определяющего художественное своеобразие произведения вне зависимости от церковного или светского назначения. Эта тенденция характеризует культуру и XIX и XX вв. Традиционное церковное искусство XVIII-XX вв. было вытеснено на периферию культуры и в силу этого не привлекало особого внимания исследователей.
В силу того, что объем данной работы не дает возможности полностью проследить обширную историографию исследований древнерусской иконописи, представляется целесообразным остановиться только на относительно современных исследованиях.
В 1970-1990-е гг. изучение древнерусского искусства вышло на качественно новый уровень по объему и глубине научного анализа исследуемого материала. Преобладающее стилистическое направление исследований обогатилось обращением к иконографии. Разделы, посвященные иконографии, и отдельные работы на эту тему вновь привлекли внимание к содержательной стороне древнерусского искусства. Это направление в науке в значительной мере развивалось под влиянием трудов А. Грабара, Н. Андреева, а также Л.А. Успенского и протоиерея Иоанна Мейендорфа.
В работах Э.С. Смирновой «Живопись Великого Новгорода, середина XIII — начало XV века» (1976); «Лицевые рукописи Великого Новгорода» (1994); Э.С. Смирновой, В.К. Лауриной, Э.А. Гордиенко «Живопись Великого Новгорода, XV век» (1982); Г.В. Попова «Иконопись» (Попов Г.В., Рындина А.В. Живопись и прикладное искусство Твери XIV-XVI вв., 1979) иконография выделяется в самостоятельный раздел каталожного исследования. В работах Г.И. Вздорнова «Фрески Феофана Грека в церкви Спаса Преображения в Новгороде» (1976); «Киевская Псалтирь 1397 г.» (1978); «Искусство книги в Древней Руси: Рукописная книга в северо-восточной Руси XII-XV вв.» (1980); «Волотово: Фрески церкви Успения на Волотовом поле близ Новгорода» (1989) также рассматриваются проблемы иконографии.
Преимущественно стилистическому анализу посвящены работы О.С. Поповой «Искусство Новгорода и Москвы первой половины XIV века» (1980), Г.В. Попова «Художественная жизнь Дмитрова XV-XVI вв.» (1973); «Живопись и миниатюра Москвы середины XV — начала XVI вв.» (1975); «Тверская икона XIII-XVII вв.» (Л., 1993), Л.И. Лифшица «Монументальная живопись Новгорода XIV-XV веков» (1987), Э.С. Смирновой «Московская икона XIV-XVII веков» (1988).
В конце XX столетия наметился поворот в сторону изучения византийского и древнерусского искусства как искусства Церкви. Это нашло отражение в сборниках: «Русское искусство позднего средневековья: Образ и смысл» (1993); «Восточнохристианский храм: Литургия и искусство» (1994); «Искусство Древней Руси: Проблемы иконографии» (1994); «Чудотворная икона в Византии и Древней Руси» (1996); «Искусство христианского мира» (1996-1999. Вып. 1-3).
Объектом исследования в рамках темы данной работы выступает древнерусская иконопись.
Предмет исследования – особенности древнерусской иконописи периода XVI-XVI вв.
Целью данной работы является анализ особенностей древнерусской иконописи XIV-XVI вв. Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:
— выявить основные художественные и стилистические особенности средневековой русской иконописи;
— охарактеризовать основные школы русской иконописи XIV-XVI вв.;
— рассмотреть особенности жизнедеятельности Андрея Рублева и его творчества;
— охарактеризовать особенности иконописи Феофана Грека.
Географическими рамками для написания данной работы выступили Московская и Новгородская области.
Источниками, использованными для написания данной работы, послужили труды таких авторов в области истории, искусствоведения и истории церковного искусства, как: М.В. Алпатов, Е.Н. Барламова, Э.К. Гусева, М.А. Ильин, Н.В. Кливлидзе, В.Н. Лазарев, Н.В. Никольский, И.Г. Сапего, Э.С. Смирнова и др.
Структурно данная работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованных источников.

Список литературы

1. Алпатов, М.В. Древнерусская иконопись / М.В. Алпатов. — М., 1984. – 324 с.
2. Алпатов, М.В. Андрей Рублев / М.В. Алпатов. — М.: Искусство, 1985. – 411 с.
3. Барламова, Е.Н. Русская икона / Е.Н. Барламова. – М.: Изобразительное искусство, 1994. – 396 с.
4. Вагнер, Г.К. Методологические предпосылки изучения стиля древнерусского искусства / Г.К. Вагнер // Советское искусствознание 77. — Вып. 2. — 1978. — С. 266-290.
5. Гаврюшин, Н.К. Философия русского религиозного искусства XVI — XX вв. / Н.К. Гаврюшин. — М.: Изд. группа «Прогресс», «Культура», 1993. – 455 с.
6. Гришанова Т.В., Сокольская Т.Е. Сибирская икона: территория открытий // Православное искусство в современном мире / Т.В. Гришанова, Т.Е. Сокольская. Всероссийская научно-практическая конференция. — Красноярск, 2013. – 210 с.
7. Гусева, Э.К. А. Рублев. Из собрания государственной Третьяковской галереи / Э.К. Гусева. — М., 1990. – 189 с.
8. Доктор Богословия Архиепископ Сергий Спасский «О почитании икон». — СПб., 1995. – 112 с.
9. Ильин, М.А. Искусство московской Руси эпохи Феофана Грека и Андрея Рублева / М.А. ильин. — М.: Искусство, 1976. – 300 с.
10. История русского и советского искусства / Под ред. Д.В. Сарабьянова. — М.: Высшая школа, 1979. – 488 с.
11. Кливлидзе, Н.В. Историография русского церковного искусства / Н.В. Кливлидзе. – 2006. – Электронный ресурс. – Режим доступа: http://www.rusarch.ru/kvlividze1.htm. Дата обращения: 25.03.2018.
12. Кызласова И.Л. Русская икона XIV-XVI вв. / И.Л. Кызласова. — СПб.: Аврора, 1988. – 391 с.
13. Лазарев, В.Н Московская школа иконописи / В.Н Лазарев. – М.: Искусство, 1980. – 287 с.
14. Лазарев, В.Н. Русская иконопись. От истоков до начала XVI в. / В.Н Лазарев. — М., 1983. – 300 с.
15. Лазарев, В.Н. Андрей Рублев и его школа / В.Н Лазарев. — М.: Искусство, 1966. – 294 с.
16. Малков, Ю. Русские иконы XII-XIX вв. / Ю. Малков, — М.: Искусство, 1988. – 166 с.
17. Никольский, Н.В. Культурфилософские особенности появления и формирования русской иконописной школы / Н.В. Никольский // Вестник ТГУ. – 2015. – Вып. 1. – С. 54-65.
18. Сапего, И.Г. Некоторые аспекты анализа произведения изобразительного искусства / И.Г. Сапего // Советское искусствознание 77. — Вып. 1. — 1978. — С. 256-271.
19. Сарабьянов, В.Д., Смирнова, Э.С. История древнерусской живописи / В.Д. Сарабьянов, Э.С. Смирнова. — М.: ПСТГУ, 2007. – 400 с.
20. Смирнова Э.С. Московская икона XIV-XVII вв. / Э.С. Смирнова. — СПб.: Аврора, 1988. – 324 с.
21. Трубецкой, Е. Три очерка о русской иконе / Е. Трубецкой. – Новосибирск, 1991. – 69 с.

Общий объем: 26

Год: 2018

Закажите оригинальную работу

Не нашли то, что искали?

Сообщите нам тему работы, и мы подберём информацию по вашему запросу!

Свяжитесь с нами!