Экстренный выпуск новостей - Часть диплома по журналистике (пример готовой работы)

Экстренный выпуск новостей — Часть диплома по журналистике (пример готовой работы)

breaking-news

СОДЕРЖАНИЕ

Введение    3
Глава 1. Теоретические основы изучения экстренных выпусков новостей на телевидении    8
1.1 Технологии создания новостного контента на федеральных телеканалах    8
1.2 Экстренные выпуски новостей: специфика и функции    16
1.3 Информационные поводы создания экстренных выпусков новостей    22
Глава 2. Концепция    24
Список использованной литературы    26
Приложение 1    29

ВВЕДЕНИЕ

Данная выпускная квалификационная работа посвящена изучению особенностей создания и содержания экстренных выпусков новостей на федеральных российских телеканалах.
Актуальность исследования. Новости на российских телеканалах являются самым востребованным контентом информационного рынка. В последнее десятилетие на федеральных и региональных телеканалах создаются условия для более быстрой и качественной подготовки сюжетов выпусков новостей. Ежедневно увеличивается количество и качество информационных телевизионных проектов, что мотивирует необходимость изучения как самих информационных продуктов, так и опыта и особенностей их подготовки.
В современном мире на смену угрозе мировой ядерной катастрофе и холодной войне пришли новые вызовы – международный терроризм, экологические проблемы, организованная преступность, наркоторговля, финансово-экономические кризисы, этнополитические вооруженные конфликты и многое другое. В период экстремальных событий люди стремятся получить исчерпывающие сведения о ситуации, чтобы иметь возможность защитить себя и своих близких. Традиционно за этими сведениями аудитория обращается к СМИ, в частности, к телевидению, которое для большинства жителей России остается основным источником информации.
Чаще всего телеканалы освещают чрезвычайные ситуации в информационных программах, где они, как правило, составляют наиболее зрелищную, и соответственно, рейтинговую часть выпуска. Крупные, особо трагичные чрезвычайные ситуации впоследствии описываются в документальных или даже художественных фильмах, но именно информационные программы собирают максимальную аудиторию при освещении чрезвычайных ситуаций.
В современных условиях распространения информации от получения новости до ее публикации проходит порой меньше минуты, если речь идет об электронных источниках – телевидении, радио, информационных агентствах, интернет-СМИ. В такой ситуации от качества работы журналиста, его профессионализма, внимательности, объективности, от соблюдения им этических норм зависит многое, порой даже жизнь граждан.
На региональном, внутригосударственном и международном уровнях экстренные выпуски новостей играют важную роль: благодаря им, граждане узнают о произошедших катастрофах или угрозах, получают возможность оценить степень опасности, предпринять меры по обеспечению своей безопасности, узнать о мировых событиях и чрезвычайных ситуациях в других регионах и странах.
Сравнительный анализ экстренных выпусков новостей на ведущих российских телеканалах позволит получить ответы на следующие вопросы:
— какая информация претендует на экстренный выпуск в телевизионный эфир;
— какое внимание телеканалы уделяют одному и тому же чрезвычайному событию;
— какова тональность экстренных выпусков новостей – ободряющая или нагнетающая негативные эмоции;
— какую практическую роль играют экстренные выпуски новостей для граждан и страны в период чрезвычайных ситуаций.
Степень изученности темы исследования. Изучению современного телевидения посвящены исследования И.С. Мелюхина, Я.Н. Засурского, В.М. Березина и др. Новостной дискурс изучали Г.Г. Почепцов, В.В. Ворошилов, Г.В. Кузнецов, В.Л. Цвик, В.М. Кэрролл, К.А. Таггл, Ф. Карр, С. Хаффман и др. Новости как форму массовой коммуникации исследовали В.В. Орлова, К.А. Антонова, М.П. Бахтина, В.Г. Лившиц и др.
Среди диссертационных исследований последних десяти лет следует отметить работу Ю.В. Рагулиной, посвященную особенностям создания информационных продуктов на федеральном телевидении (на примере телеканалов «Россия» и НТВ) . В исследовании К.Д. Кирии структура новостного телевизионного текста . Анализ особенностей освещения террористических актов на телевидении в диссертационных исследованиях не представлен. В большинстве работ затрагиваются такие вопросы, как освещение чрезвычайных ситуаций в прессе, особенности освещения журналистами вооруженных конфликтов и террористических актов, действия журналистов в зоне конфликтов, этические аспекты освещения экстремальных ситуаций.
Таким образом, до настоящего времени отсутствуют комплексные исследования по изучаемому вопросу. В научных работах затрагиваются лишь отдельные практические аспекты проблемы освещения экстренных событий в СМИ. В теоретическом плане данный вопрос практически не изучен.
Объект исследования – экстренные информационные выпуски Первого телеканала, телеканалов «Россия» и НТВ.
Предмет исследования – технологии создания экстренных информационных выпусков Первого телеканала, телеканалов «Россия» и НТВ.
Цель исследования – сравнительный анализ технологий создания экстренных информационных выпусков Первого телеканала, телеканалов «Россия» и НТВ.
Данная цель предполагает решение следующих задач:
1. Рассмотреть технологии создания новостного контента на федеральных телеканалах.
2. Проанализировать специфику и функции экстренных выпусков новостей.
3. Рассмотреть информационные поводы создания экстренных выпусков новостей.
4. Проанализировать экстренные выпуски новостей Первого телеканала, телеканалов «Россия» и НТВ.
5. Провести сравнительный анализ технологий создания экстренных информационных выпусков Первого телеканала, телеканалов «Россия» и НТВ.
Теоретико-методологическую базу исследования составили труды по общей теории коммуникации, теории и практике телевизионной журналистики (работы В.М. Березина, Е.Л. Вартановой, В.В. Ворошилова, Я.Н. Засурского и др.).
Методы исследования – критический анализ и обобщение научной литературы; анализ телевизионных текстов; контент-анализ; дискурсивный анализ.
Эмпирическая база исследования – материалы информационного вещания Первого телеканала, телеканалов «Россия» и НТВ.
Научная новизна исследования заключается в том, что в нем предпринимается попытка комплексного сравнительного анализа технологий создания экстренных информационных выпусков Первого телеканала, телеканалов «Россия» и НТВ.
Практическая значимость исследования заключается в том, что его результаты могут найти применение в спецкурсах по теории тележурналистики.
Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.
Во введении определены актуальность исследования, его объект и предмет, цель и задачи, материал исследования, научная разработанность темы исследования, методы исследования, материал исследования, научная новизна, практическая значимость, а также структура работы.
В первой главе – «Теоретические основы изучения экстренных выпусков новостей на телевидении» – рассматриваются технологии создания новостного контента на федеральных телеканалах; анализируется специфика и функции экстренных выпусков новостей; рассматриваются информационные поводы создания экстренных выпусков новостей.
Во второй главе – «Сравнительный анализ экстренных выпусков новостей» – анализируются экстренные выпуски новостей Первого телеканала, телеканалов «Россия» и НТВ и проводится сравнительный анализ технологий их создания.
В заключении подводятся итоги исследования.
Список использованной литературы содержит 50 источников.

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ЭКСТРЕННЫХ ВЫПУСКОВ НОВОСТЕЙ НА ТЕЛЕВИДЕНИИ

1.1 Технологии создания новостного контента на федеральных телеканалах

Телевидение является одним из важнейших средств информирования населения о событиях в стране и за рубежом, мощнейшим средством формирования общественного мнения, воздействия на жизнь общества. Телевидение обладает рядом преимуществ перед другими средствами массовой информации.
Во-первых, в отличие от прессы, телевидение способно значительно более оперативно, в том числе в режиме прямой трансляции, всесторонне, централизованно и с большим охватом, ограничивающимся лишь мощностью вещательного оборудования (передающие устройства, ретрансляторы, антенны, спутники и т.п.) и материальными возможностями населения (наличие телевизоров) транслировать информацию.
В то же время печатная продукция не обладает оперативностью подачи информации в силу, прежде всего, продолжительного редакционно-издательского цикла (между событием и появлением рассказа о нем на страницах газеты или журнала, как минимум, промежуток продолжительностью несколько часов, ведь событие должно быть сначала осмыслено журналистом, затем отображено им в виде статьи, текст которой после прохождения редакции верстается в номер, который, в свою очередь, вычитывается редакторами, корректорами и т.д. и только затем попадает на печать).
Напечатанная в газете или журнале информация не может быть при необходимости оперативно скорректирована, а потому многим изданиям нередко приходится постфактум публиковать опровержения или заметки-поправки, тем самым «вспоминая вчерашний день». Имеются объективные препятствия для охвата аудитории, наиболее существенные из которых связаны с проблематичностью доставки прессы в удаленные и труднодоступные регионы страны, высокими подписными и розничными ценами на издания и т.д.
Во-вторых, телевидение как бы приходит непосредственно в дом, обращается напрямую к зрителю, чем создается эффект присутствия, который вызывает особые эмоционально-психологические ощущения и, в конечном счете, делает телесмотрение притягивающим. Тем самым телевидение, благодаря легкости и доступности видеоряда для человеческого восприятия, значительно выигрывает даже по сравнению с радио, которое способно создать лишь «звуковое присутствие».
Наконец, в-третьих, телевидение, будучи продуктом внедрения разного рода технических новшеств и достижений, с определенного времени само стало источником инноваций в информационно-коммуникационной сфере, которые могут иметь или уже имеют серьезные социально-политические последствия. Дело не только в совершенствовании технологий воздействия на массовое сознание, методов формирования нужного общественного мнения, приемов политических манипуляций, появлении «теледемократии» и т.п.
Новость является ключевым понятием тележурналистики. Однако среди исследователей нет единого мнения относительно дефиниции понятия «новость». По мнению американских исследователей Э. Дениса и Д. Мэрилла, новость – это сообщение, предлагающее современный взгляд на действительность относительно какого-либо процесса, вопроса или события. Новость обязательно имеет ценность для аудитории . Новость также рассматривается как недавно полученное известие .
Критерии отбора информации на каждом телеканале имеют свои особенности, но основные принципы, по которым выбираются «достойные» новости, на всех телеканалах одинаковы. Эти принципы не закреплены в официальных документах, но этими неписаными правилами по умолчанию руководствуются сотрудники информационных служб. Чтобы событие стало предметом обсуждения в новостях и чтобы о нем стало известно зрителю, оно должно соответствовать следующим критериям (хотя бы одному из них) :
1. Актуальность события для региона / страны.
Сюда входят политические, экономические, социальные, культурные, спортивные новости, связанные со страной, регионом и народом. Прежде всего, это встречи на высшем уровне, в которых принимают участие политики.
2. Актуальность события в мировом масштабе.
В качестве примера можно привести ситуацию в Сирии, Украине или Египте. Почти каждый день в этих регионах гибнут люди. Вполне естественно, что эта тема остается «дежурной» для шеф-редакторов.
3. Необходимость информирования граждан о тех или иных изменениях внутренней или внешней жизни региона.
4. Развитие события во временном отрезке.
Здесь снова можно обратиться к проблеме ближневосточного конфликта. Вообще, подобные длительные конфликты – «палочка-выручалочка» на случай бедных на события дней. Всегда можно напомнить о том, что (если кого-то убили) «новый виток напряженности на Ближнем Востоке» или (если никого не убили) «в регионе наблюдается некоторое затишье», или одна из сторон «стремится решить проблему мирным путем и призывает сесть за стол переговоров». Подобные заявления политики делают едва ли не ежедневно.
5. Зрелищность.
Стихийные бедствия, катастрофы, аварии, природные катаклизмы, различные ЧП. Очень важно, чтобы помимо информации был зрелищный, яркий, выразительный видеоряд. Особенно хорошо откладываются в памяти кадры с мест стихийных бедствий. Наводнения, лесные пожары, торнадо, проливные дожди, продолжительная засуха, землетрясения и прочие природные катастрофы всегда могут найти место в верстке информационных выпусков. Причем подобные сюжеты не отличаются разнообразием: в них, как правило, сообщаются место, время события, масштабы ущерба, количество пострадавших и жертв. Чтобы как-то «украсить» текст, приходится подбирать интересную деталь, искать что-то особенное.
6. Новости развлекательного характера.
Подобные материалы ставятся, как правило, в конце информационного выпуска, чтобы отвлечь зрителя от вереницы официальных встреч, заседаний, терактов и катаклизмов. Это рекреативные новости, так называемые «бантики», в идеале они представляют собой сочетание эффектной картинки и интересности события самого по себе. Это может быть международная информация, чаще всего полученная по каналам видеообмена.
Отдел новостей имеет свою структуру, в которую входят, как правило, директор отдела, редактор-координатор, продюсер службы новостей, корреспонденты, телеоператоры, ведущие. Все сотрудники отдела новостей придерживаются единой политики, заключающейся в принципе отбора новостей и ракурса их освещения.
Исполнительный продюсер контролирует производство всех программ телеканала.
Главный редактор разрабатывает концепцию телевещания, координирует работу по созданию новостных выпусков, принимает готовые выпуски, контролирует их качество, подготавливает наиболее ответственные и сложные выпуски, контролирует установленные сроки представления материалов. Редактор руководит бригадой жур¬налистов, определяет, кто какой темой занимается, что пишет; формирует эфирную папку.
Руководитель службы новостей (директор) решает, какие именно новости выйдут в эфир. В его должностные обязанности также входит организация работы и контроль над выпуском программ, а также анализ ошибок в эфире и причин их возникновения, обеспечение условий для их предотвращения в будущем.
Звукооператоры выпускают в эфир программные и рекламные материалы, подготавливают оборудование к выдаче новостей в эфир, контролируют параметры звукового сигнала.
Репортеры и операторы работают в тесном контакте. До начала съемок репортер объясняет, что именно он собирается рассказывать и в каком контексте. На федеральных телеканалах монтажом занимаются отдельные лица, в менее крупных – сами операторы и репортеры.
Выпускающий редактор формирует микрофонную папку, в которой располагает в логической последовательности имеющиеся материалы, подсчитывает хронометраж каждого из элементов выпуска и про¬граммы в целом.
На региональных телеканалах ведущий является автором программы. Вместе с редактором он определяет верстку выпуска, пишет шпигель (анонс важнейших событий, открываю¬щий каждый выпуск), некоторые подводки к сюжетам, частично закадро¬вый текст отдельных материалов.
Первым этапом в создании новостной программы на телевидении является планирование информационных выпусков. Этот процесс состоит из выбора событий для освещения в эфире и отбора шеф-редактором предложенных тем.
Планирование существует перспективное или долгосрочное (примерно 1-3 месяца) и краткосрочное (завтрашний день – на неделю вперед).
Долгосрочное планирование представляет собой график наподобие календаря, в котором указаны события, а именно: юбилеи известных людей, организаций, круглые даты, профессиональные праздники, национальные праздники, государственные и официальные визиты первых лиц, саммиты, то есть события, о которых известно заранее.
Задача такого (по сути, стратегического) планирования состоит в том, чтобы на летучке довести до сведения выпускающих бригад и руководства редакции информацию о готовящихся событиях. Это необходимо для того, чтобы творческий коллектив успел подготовиться к их освещению в эфире: организовать командировки, заранее снять «около-темные» сюжеты, найти героев, записать интервью, сделать подсъемки.
Как правило, в информационных службах на телевидении принят «вахтовый» график работы: неделя через неделю. Технология краткосрочного планирования начинается с того, что в пятницу группа из Отдела планирования и продюсирования проводит летучку для сотрудников, в частности, продюсеров, которые будут работать на предстоящей неделе. Между ними распределяются темы сюжетов и ожидаемых событий.
Информация о них берется из первичных источников: анонсов, которые передают информагентства, из пресс-релизов организаций, из пресс-релизов правительства и администрации президента – темы пленарных заседаний, рабочие встречи Президента, различные пресс-конференции. Составляется список ожидаемых тем недели: например, принятие Государственной Думой поправок к Федеральному закону об использовании материнского капитала для выплаты ипотечных кредитов. В этом случае, соответственно, шеф-редакторы выпусков захотят не только репортаж из Думы, но и так называемые «подверсточные» сюжеты. Например, вместе с думским отчетом в эфир выйдет репортаж о семье, которая очень ждет принятия этих поправок к Закону. В соответствии с пожеланием шеф-редакторов даются задания отделу корреспондентской сети и московским корреспондентам.
То же самое и с юбилеями. Если известно, что на следующей неделе будет юбилей у какого-либо известного человека, то снимать этот репортаж начинают заранее. Если позвонить этому человеку за день до юбилея или день в день, он может отказаться от съемок, а если это сделать заранее, например, за три-четыре дня или за неделю, то, вероятно, представится возможность спокойно с ним встретиться и взять интервью.
Ко Дню победы, например, корреспондентам заранее дают задание – найти ветеранов с необыкновенной, интересной судьбой. В эфир снятые о них заранее сюжеты выйдут 9 мая.
В телекомпаниях еженедельно проводится планерка, где корреспонденты получают задание на предстоящую неделю, а на ежедневных летучках осуществляется контроль над исполнением заданий и краткосрочное планирование на завтра, так как новостная картина меняется не еженедельно, а ежесекундно. Вечером служба планирования составляет график ожидаемых событий на следующий день. На основе этого списка оформляется график съемок: какая съемочная группа на какое событие едет, какие прямые включения ожидаются и т.д.
Если предположить невероятное, что в какой-либо из дней не произойдет важных политических событий и стихийных бедствий, – выпуски новостей все равно выйдут в эфир. В распоряжении редакции телеканала всегда есть снятые впрок сюжеты, не привязанные к определенному дню, так называемые «консервы». К тому же не все сюжеты успевают выйти в рамках той или иной информационной программы, и таким образом они остаются, и их показ переносится на другое время. Такие сюжеты – на вечные, всегда актуальные темы. Например, репортаж о бизнесмене, который все свое состояние потратил на строительство детского дома. «Событие становится новостью лишь потому, что мы рассказали о нем», – говорят журналисты в таких случаях. Когда заверстать такие материалы, решает шеф-редактор.
Таким образом, служба планирования обеспечивает редакцию новостей собственно новостями, информацией о произошедших и готовящихся событиях. Из множества предлагаемых событий на летучке руководством и шеф-редакторами выбираются именно те, которые соответствуют контенту и формату информационных программ телеканала.
Поиск плановых тем на телеканале осуществляется по разным источникам. Прежде всего, это анонсы ожидаемых событий базы телеканала, сообщения информационных агентств, информация из печатных СМИ, Интернета, пресс-релизы различных ведомств и организаций. Обычные граждане также присылают свои темы, которые могут заинтересовать редакцию.
Меняю¬щиеся фигуры руководителей информационного вещания и канала в целом не всегда оказывают решающего воздействия на информационную, веща¬тельную политику компании. Не только для аудитории не суть важно, кто находится во главе информационной службы, но и для рядовых репортеров, чьим трудом создаются новости – важнее усто¬явшаяся, сложившаяся, отработанная организационная структура службы новостей.
Принципы ранжирования новостей на телеканалах различны, зависят от информационной политики средства массовой информации. Так, на Первом телеканале и телеканале «Россия» приоритетно освещаются внутриполитические и социальные новости, если не происходят экстраординарные события за рубежом .
В некоторых телекомпаниях до сих пор принято считать, что планировать новости не только невозможно, но и неправильно, так как в таком случае теряется оперативность. Коммуникация создателей новостей будет непродуктивной: рабочий день в информационных службах таких телеканалов начинается с проведения «летучек», где ставится главный вопрос: «У кого какие предложения имеются?». Сотрудники начинают спешно искать темы, героев, а также авторов, которые подготовят материал и т.д. Подобная практика приводит к тому, что отсутствуют информационная картина дня в целом, распределение ресурсов, и, кроме того, самое главное, теряется оперативность и объективность, так как зачастую из-за нехватки времени на подготовку материала не удается выехать на место для съемок; получить комментарии сторон и т.п.
Следовательно, в эфир новостной программы выходят материалы невысокого качества. Обязательным в работе редакции должен являться постоянный мониторинг не только лент информационных агентств и прессы, но и выпусков новостей на других телеканалах, сетевых ресурсов (NEWSru.com, LifeNews.ru, ИноСМИ.ru) и других интернет-источников, что позволяет поддерживать конкурентоспособность и высокий уровень оперативности информационных продуктов .
В заключение следует отметить, что, хотя негативные сообщения о взрывах, стихийных бедствиях, убийствах и т.п. поднимают зрительские рейтинги, но и новости рекреативного характера, так называемые «бантики», приветствуются аудиторией не меньше.

1.2 Экстренные выпуски новостей: специфика и функции

Наравне с «ангажированными» новостями (например, запланированным визитом главы региона) важной является «оперативка», то есть темы, возникающие по ходу развития событий в регионе. Например, случилось неожиданное: взрыв, пожар, теракт, наводнение, смерть известного человека. В таких случаях отдел планирования телеканала начинает работать в режиме оперативного штаба, который координирует работу корреспондентов, обеспечивает отправку дежурных съемочных групп на места событий и сопутствующие подсъемки, организует получение материалов с места событий и т.п.
В экстренном выпуске новостей может присутствовать прямое включение с места событий. Это происходит тогда, когда событие совпадает по времени с выходом в эфир новостей, и если каждый момент его достаточно динамичен, красноречив, словом, достоин показа.
Благодаря таким прямым включениям самые важные и оперативные новости становятся доступными в любую минуту, то есть показывают не произошедшее, а происходящее в данный момент. Такая непосредственность (возможность показать на экране событие в момент его совершения) создает у телезрителя психологическую установку на «эффект присутствия», то есть позволяет ему ощутить себя в центре событий. Это порождает особое доверие к информационным программам и к телевидению в целом – ведь прямой эфир исключает возможность сложного монтажа, купюр, подразумевая лишь смену планов и ракурсов в режиме реального времени.
К. Могенсен предложила схему, иллюстрирующую «первую помощь», которую может оказать аудитории общенациональное телевидение при экстренном событии (рис. 1) :

Рис. 1. «Первая помощь», оказываемая аудитории общенациональным телевидением при экстренном событии

Благодаря такой «помощи», сохраняются базовая структура и ключевые ценности общества, происходит стимулирование рационального мышления, притупляются переживания и чувства зрителей, укрепляется чувство безопасности. Этому способствует также баланс позитивных и негативных сюжетов в одном выпуске новостей, а также выступления представителей соответствующих структур.
Результаты социологических исследований показывают, что 49% россиян считают, что при освещении чрезвычайных ситуаций журналист обязан сообщать всю доступную ему информацию («люди должны все знать: и хорошее, и плохое»), 22% полагают, что он вправе что-то скрыть («чтобы не будоражить людей попусту»). Полагают, что сегодня российские СМИ дают всю доступную им информацию, 28% респондентов; 56% считают, что это не так. Шокирующие кадры с мест чрезвычайных происшествий не хотят видеть 48% россиян, полагают, что такие кадры показывать следует, 42%  (приложение 1).
По мнению К. Могенсен, в экстремальной ситуации особенно важно своевременно информировать аудиторию . Недостаток информации об экстремальном событии может вызвать у населения чувство незащищенности, привести к распространению паники. Слухи, часто воспроизводящие стереотипы и мифологемы, разделяющие людей и народы, могут спровоцировать акты насилия. Поэтому в период кризисных ситуаций важен вопрос о том, как журналисты получают информацию.
И.А. Куксин предлагает считать показателем качества журналистского материала, освещающего экстренные новости, достоверное, объективное и максимально полное отражение произошедшего события всеми средствами, доступными журналисту . Журналист должен опираться на реальные визуально подтвержденные факты, полученные им на месте события и за его пределами.
Для освещения экстренных событий журналисты активно обращаются к свидетельствам очевидцев по нескольким причинам. Во-первых, это связано с недостатком информации, а очевидцы могут ее предоставить. Во-вторых, не всегда имеется возможность снять для канала собственное видео. Вместе с тем, журналисты должны учитывать, что если пострадавшие против съемки, то такие кадры не должны попасть в эфир телеканала .
Кроме того, исследования показали, что демонстрация человеческих страдания может вызывать у зрителей самые разные психологические реакции (депрессию, агрессию и др.). С. Фами и Т. Джонсон изучили реакции телезрителей на трансляцию шокирующих кадров на телеэкране. Согласно опросам, американские зрители более чувствительны к ним, чем зрители в некоторых других частях света. Например, изображения, казавшиеся американцам сенсационными, шокирующими, излишне эмоциональными в событиях 9/11, арабские зрители воспринимали как объективное, реалистичное отражение жизни. Из этого можно сделать вывод, что эмоциональность аудиторных реакций на видеоматериалы о трагедиях различается в зависимости от культурно-исторических, национальных особенностей зрителей .
Существенно отражаются на работе журналистов в экстремальных условиях взаимоотношения телеканала с властными и силовыми структурами, которые становятся (или не становятся) главными информационными ресурсами. Например, МИД России в экстренных событиях подготавливает пресс-пакеты со специальной информацией для журналистов, которая представлена в виде максимально готового для использования информационного продукта. Пресс-пакеты представлены на сайте МИД России www.mid.ru в разделе «Пресс-служба». Здесь же можно найти тексты, видео и аудиозаписи выступлений министра иностранных дел С.В. Лаврова, его заместителей и официальных представителей МИД, телефонные разговоры, информационные бюллетени, опровержения и публикации и мн.др.
Материалы, представленные на сайте МИД России, помогают журналистам вникнуть в суть проблемы, полностью или частично воспользоваться ими при подготовке публикаций в СМИ. Это способствует тому, что вероятность того, что будет сделана какая-то ошибка или допущена неточность в публикации, уменьшается.
Антикризисный характер всей информации, направляемой в СМИ, должен обеспечиваться с помощью доведения до целевых аудиторий четко запрограммированных тезисов, таких как:
— создан антикризисный комитет для защиты интересов потерпевших;
— необходимые решения приняты, гласность работы и ее исполнение жестко отслеживаются;
— предложен проект, который предусматривает значительные улучшения;
— организованы специальные общественные мероприятия;
— действуют программы поддержки потерпевших .
Основными принципами антикризисного PR (антикризисных связей с общественностью) для представителей власти являются:
1.    Реагировать незамедлительно и проявлять инициативу.
2.    Давать всю необходимую информацию.
3.    Быть честным и брать на себя ответственность.
4.    Вести коммуникации от «первого лица».
5.    Централизовать коммуникации.
6.    Установить информационный контроль.
7.    Задействовать все целевые группы (СМИ и топ-блогеры, потребители, сотрудники, партнеры, органы власти, правоохранительные органы, эксперты и отраслевые организации).
8.    Корректирующие действия.
9.    Сформировать «новую повестку дня».
10.    Постоянный мониторинг течения кризиса и оценка рисков .
Если происходит ЧС социального характера, то телевидение может выполнять активную роль в затухании или усилении информационного противостояния. В этом случае ответственность СМИ значительно возрастает. Отсутствие полной, объективной информации может привести к усилению риска коллективной безопасности . В качестве примера можно привести информационную политику в КНР.
Распространяющаяся в 2003 г. атипичная пневмония стала явным примером государственного управления и ее сдерживания в области СМИ. Тогда государство прибегло к мерам до тех пор, пока не стало очевидно, что бедствие слишком масштабно, чтобы его можно было утаить. Политбюро КНР приняло решение опубликовать в прессе сообщение о серьезности пневмонии спустя месяц, когда первый человек умер от пневмонии. Информацию стали давать постепенно и с большим опозданием. В результате возникла масса слухов, народ бросился покупать продукты, общество впало в панику .
Таким образом, при освещении экстренных событий тележурналисты, с одной стороны, должны максимально правдиво, полно и достоверно отражать происходящие события, а с другой – соблюдая общепринятые и «неофициальные» этические нормы.

1.3 Информационные поводы создания экстренных выпусков новостей

Кризисная (экстренная, чрезвычайная) ситуация – это непредвиденное, экстремальное, катастрофическое положение, когда требуется немедленное вмешательство, помощь, реагирование. Под чрезвычайной ситуацией также понимается прекращение нормального процесса, внезапное серьезное происшествие, ставящее под угрозу стабильность региона или страны и обладающее потенциалом повредить или разрушить их репутацию .
Специалисты выделяют несколько основных групп причин, которые могут вызвать чрезвычайную ситуацию:
1. человеческая ошибка (ошибка одного человека или группы людей);
2. управленческая ошибка, возникающая в результате неправильной организации управленческой структуры;
3. социально-экономические и социально-политические причины (дефолт, непопулярные законы, войны и др.);
4. технологическая ошибка (отказ или сбой в действиях механизмов);
5. природные катастрофы (ураганы, тайфуны, землетрясения, пожары и др.) .
Кризисы также классифицируются с точки зрения возможных сценариев их развития:
— внезапный кризис (время на подготовку и планирование отсутствует);
— плавно нарастающий кризис (до того, как кризис достигнет своей критической фазы, есть время, чтобы принять упреждающие меры);
— постоянный кризис (несмотря на предпринимаемые усилия по его предотвращению, он может длиться месяцами или годами) .
Ньюс, Скотт и Турк, акцентируя внимание на источнике возникновения кризиса и его последствиях, создали матричную систему определения кризисов:
– разрушительные кризисы, такие кризисы возникают в результате различных катастроф и имеют ужасающие последствия – жертвы и разрушения;
– неразрушительные кризисы, они возникают неожиданно, жертвы и разрушения появляются не сразу либо совсем отсутствуют;
– природные кризисы, например землетрясение, наводнение, извержение вулкана, цунами;
– преднамеренные кризисы, в частности террористические акты, разглашение государственной тайны, умышленное распространение дезинформации;
– непреднамеренные кризисы, а именно: аварии, взрывы, банкротства, финансовый кризис, проблемы на производстве .
Каждый из перечисленных видов кризисных ситуаций может стать информационным поводом для экстренного выпуска новостей. Особенно важным является оперативно и достоверно предоставлять новостные сообщения во время терактов, обладающих огромной разрушительной силой и угрожающих стабильности общества еще долгое время после их окончания.

ГЛАВА 2. КОНЦЕПЦИЯ

В практической части работы будет проведен сравнительный анализ экстренных выпусков новостей, который позволит получить ответы на следующие вопросы:
1.    В течение какого времени после получения информации об экстренном случае или ЧП новостная служба сообщает об этом аудитории?
2.    Из каких источников поступает информация о событии?
3.    По каким критериям событие оценивается как экстренное?
4.    Если произошло одновременно два и более экстренных события, то каковы принципы ранжирования новостей?
5.    Собираются ли анонсы из периодической печати, информационных агентств, ведется ли мониторинг выпусков новостей на других телеканалах?
6.    Как часто происходит прямое включение с места событий?
7.    Как часто экстренные выпуски новостей выходят в эфир? От чего это зависит? (тема, важность, необходимость оповещения…)
8.    Существуют ли какие-то «запретные» темы?
9.    Запрещено ли употреблять определенные слова или выражения, способствующие нагнетанию страха или приводящие к панике у аудитории?
10.    Какова структура экстренного выпуска?
11.    Какое внимание телеканалы уделяют одному и тому же чрезвычайному событию?
12.    Какова тональность экстренных выпусков новостей – ободряющая или нагнетающая негативные эмоции?
13.    Какую практическую роль играют экстренные выпуски новостей для граждан и страны в период чрезвычайных ситуаций?
Для анализа были отобраны экстренные выпуски новостей на телеканалах «Россия», НТВ и Первом канале на следующие темы:
— теракт в метрополитене Санкт-Петербурга (2017);
— теракт 11 сентября 2001 года в США;
— крушение самолета МЧС над Черным морем (2016);
— взрыв самолета на Синае (2015) и др.
Экстренные выпуски новостей Первого канала выходят в случае крупномасштабных чрезвычайных происшествий без фиксированного времени выхода в эфир.
По своему тематическому содержанию информационные поводы экстренных выпусков новостей Первого канала можно разделить на следующие группы:
— теракты (события в Буденновске в июне 1995 г., теракт в США 11 сентября 2001 г., теракт на Дубровке 23 октября 2002 г., теракт на пивном рок-фестивале «Крылья» в Тушино 5 июля 2003 г., теракт на станции метро «Рижская» 31 августа 2004 г., теракт в Беслане 1 сентября 2004 г., взрыв в московском метро 29 марта 2010 г., теракт в аэропорту Домодедово 24 января 2011 г., взрыв на вокзале в Волгограде 29 декабря 2013 г., теракты в Париже 13 ноября 2015 г., теракты в Брюсселе 22 марта 2016 г., взрывы в петербургском метрополитене 3 апреля 2017 г.);
— военные действия (бомбардировка Югославии силами НАТО 24 марта 1999 г., военные действия в Ираке в марте 2003 г., «пятидневная война» в Южной Осетии в августе 2008 г., обострение ситуации вокруг Украины и Крыма 2 марта 2014 г.);
— пожары (пожар на Останкинской башне 27 августа 2000 г. и 30 июля 2013 г.);
— массовые беспорядки (Манежная площадь в Москве в июне 2002 г., московский район Бирюлево Западное 13 октября 2013 г.);
— катастрофы (крушение шаттла «Колумбия» 1 февраля 2003 г., обрушение крыши аквапарка «Трансвааль-парк» 14 февраля 2004 г.);
— авиакатастрофы (Ту-154 под Донецком 22 августа 2006 г., Боинг-737 в Перми 14 сентября 2008 г., авиакатастрофа под Смоленском и гибель президента Польши 10 апреля 2010 г., авиакатастрофа на Украине 17 июля 2014 г., крушение российского самолета в Египте 31 октября 2015 г., Ту-154 в Сочи 25 декабря 2016 г.);
— смерть известного человека (похороны первого президента России Б. Ельцина 25 апреля 2007 г.);
— внеплановые обращения президента России («Крымская речь» В.В. Путина 18 марта 2014 г.).
Анализ выделенных информационных поводов показал, что наибольшее внимание информационная служба Первого канала уделяет террористическим актам как на территории России, так и в других странах. Это связано с актуальностью проблемы борьбы с международным терроризмом, опасностью, которую он несет для граждан всех стран, и необходимостью информирования населения о мерах предосторожности.
После получения информации об экстренном случае или ЧП новостная служба сообщает об этом аудитории в максимально короткие сроки – от 1 минуты до часа. Например, в день теракта на станции метро «Рижская» 31 августа 2004 г. информация о произошедшем взрыве кратко прозвучала в программе «Время», причем перед этим были переданы новости о взрыве в Израиле, о встрече Владимира Путина с Герхардом Шредером и Жаком Шираком. В середине программы появились видеокадры и прямые включения. Спецвыпуски новостей стали выходить в эфир позднее.
Для сравнения: первая информация о взрыве у станции метро «Рижская» прозвучала в 20.30 на канале «Россия» в программе «Вести-Москва». Через несколько минут на НТВ начался спецвыпуск новостей, именно на этом канале появилась первая картинка с места трагедии (корреспондент НТВ Юлия Панкратова, судя по всему, оказалась рядом с метро «Рижская», что позволило НТВ оперативно подать информацию в эфир). За две минуты до того, как началась программа «Время» на «Первом», в эфире «России» вышел спецвыпуск «Вестей», однако информацию корреспонденты сначала передавали только по телефону. По стечению обстоятельств корреспонденты канала Ren TV стали очевидцами взрыва у «Рижской», их эксклюзивный репортаж был показан в выпуске новостей в 23.15. Этот выпуск стал самым рейтинговым проектом канала за день .
Таким образом, оказалось, что информационная служба Первого канала, по сравнению с другими телеканалами, оказалась наименее оперативной, что связано, скорее, с «удачливостью» репортеров Ren TV и НТВ. Однако после взрыва в московском метрополитене новостная служба Первого канала отреагировала на данное чрезвычайное событие также не оперативно. О том, что около восьми утра на станции «Лубянка» произошел взрыв, где погибли, по меньшей мере, 25 человек, российские телезрители могли узнать только из эфира канала EuroNews.
На «Первом канале» до девяти утра не было информации о взрывах в метро. В 9.00 традиционный выпуск новостей «Первого» дал короткую информацию с места трагедии и прямое включение от метро «Лубянка». Далее программа продолжилась в обычном режиме. В 9.15 на «Первом» началась программа «Малахов+». Спецвыпусков новостей утром не было, традиционный выпуск начался лишь в 12.00.
Первый специальный выпуск новостей на «Первом» появился в 14.00. Больше спецвыпусков на канале не было. Обычные же новости длиннее не стали, хотя на всех других каналах давали в эфир большой поток информации о терактах в Москве. В каждом выпуске были прямые включения с мест трагедии и из больниц города. Однако каналы не стали менять свои сетки: традиционные дневные развлекательные шоу, фильмы и большое количество сериалов шли в обычном режиме.
Информация о чрезвычайном событии поступает в новостную службу Первого канала от официальных представителей экстренных служб, Министерства обороны, МЧС; из российских и зарубежных информационных агентств (ТАСС, CNN и др.); от собственных корреспондентов и др. Новостная служба ведет мониторинг выпусков новостей на других телеканалах.
На Первом канале событие оценивается как экстренное по нескольким параметрам:
— если оно представляет угрозу населению России;
— если размер нанесенного ущерба оказывается большим;
— если большое количество жертв.
Если происходит два и более чрезвычайных события, то они ранжируются по степени возможной исходящей угрозы или по количеству жертв.
Частота прямых включений с места события зависит от множества факторов. Например, во время теракта на Дубровке 23 октября 2002 г. выпуски новостей выходили каждые полчаса-час. Все дни теракта (23-26 октября) выпуски выходили каждый час, начиная с 6.00, прерываясь на другие программы или без перерывов.
Необходимость частого выхода специальных выпусков новостей была связана со сложностью и трагичностью самого чрезвычайного события. Трагедия в московском Театральном центре на Дубровке произошла 23-26 октября 2002 года. Группа боевиков захватила в заложники зрителей мюзикла «Норд-Ост» и служащих театра. Спустя почти трое суток произошел штурм здания, в результате которого террористы были уничтожены, а оставшиеся в живых заложники освобождены. В результате теракта погибли 130 заложников. Таким образом, в структуре данного события можно выделить несколько важных этапов: захват заложников, переговоры с террористами, подготовка к штурму, штурм здания, каждый из которых требовал экстренного информирования населения.
Необходимо отметить, что почти сразу событий на Дубровке шквал критики обрушился на федеральные телеканалы и радиостанцию «Эхо Москвы», которые вели прямой репортаж о трехдневной блокаде театрального центра и о штурме, предпринятом спецслужбами рано утром 26 октября 2002 года. Телевизионщиков и корреспондентов упрекали в том, что они своими действиями, во-первых, мешали сотрудникам спецслужб и правоохранительных органов, так как лезли через оцепление в поисках подробностей, не заботясь об опасности, а во-вторых, создавали прямую угрозу для тех же спецназовцев и попавших в зону теракта людей, позволяя боевикам получать в прямом эфире информацию о перемещении военнослужащих и гражданских лиц .
В период начала военных действий в Ираке в середине марта 2003 г. экстренные выпуски новостей на Первом канале выходили ежечасно и круглосуточно.
В день обрушения крыши в аквапарке «Трансвааль-парк» первый экстренный выпуск вышел в 22.30 вместо музыкального хит-парада «Золотой граммофон», затем 14-15 февраля 2004 г. выпуски новостей выходили ежечасно.
Во время теракта в Беслане 1-3 сентября 2004 г. на протяжении всех трех дней ситуация оставалась крайне напряженной и неопределенной. 1 сентября 2004 г. во время торжественной линейки в связи с началом учебного года в средней школе № 1 г. Беслана (Осетия) группой боевиков были захвачены заложниками дети и учителя почти в полном составе, а также многие пришедшие на «первый звонок» родственники и знакомые (более тысячи человек). Стреляя из автоматов, террористы загнали детей в здание, нескольких взрослых убили. Школа была оцеплена силами местной милиции и МЧС, в тот же день прибыли спецчасти ФСБ из Москвы.
Далее начались переговоры с боевиками при посредничестве врача Л. Рошаля, президента Ингушетии Р. Аушева, советника президента РФ А. Аслаханова. Главарь боевиков Р. Хучбаров передал записку, адресованную Путину якобы от имени Ш. Басаева, с требованиями вывода правительственных войск из Чечни и признания независимости Ичкерии.
3 сентября примерно в 13.00 в спортзале школы прозвучали взрывы. Заложники, способные самостоятельно передвигаться, начали выбегать через образовавшийся проем в стене спортзала. Террористы открыли огонь по убегающим и спасателям. Началась операция по обезвреживанию террористов. В школе возник пожар и обрушилась крыша спортзала. В 16 часов 13 минут бой затих. Спасатели и врачи вошли в здание и эвакуировали уцелевших. В спортзале было обнаружено большое количество тел погибших заложников. Согласно материалам следствия, в результате теракта погибли 332 человека, из них – 186 детей. Среди погибших – 318 заложников, 2 сотрудника МЧС и 10 сотрудников ФСБ .
1 сентября на Первом канале, начиная с 14.00, стали выходить экстренные ежечасные выпуски новостей. При этом Первый канал оказался единственным телеканалом, который начал трансляцию с места трагических событий со значительным запозданием. Более того, вечером 1 сентября внепланово в сетку вещания вставили американский боевик «Крепкий орешек», в котором главный герой расправляется с бандой террористов, захвативших небоскреб. На фоне реальной кровавой драмы в Беслане эта голливудская драма смотрелась нелепо и даже кощунственно.
В день авиакатастрофы Ту-154 под Донецком 22 августа 2006 г. на Первом канале вышло два специальных выпуска новостей – в 17.30 и 23.30.
Длительность экстренных выпусков новостей на Первом канале зависит от темы выпуска и объема полученной информации. Например, в период «пятидневной войны» в Южной Осетии в августе 2008 г. в течение всех дней выходили специальные выпуски новостей продолжительностью от нескольких минут до часа.
В первый день военных действий экстренные выпуски новостей были посвящены, в основном, трагедии тысяч мирных людей, оказавшихся в Цхинвали и его окрестностях под обстрелами грузинских военных, освещению войны в Южной Осетии, заявлениям президента Дмитрия Медведева и премьер-министра Владимира Путина. При этом практически не было информации о боевых действиях российской армии в Грузии. В последующие дни в новостях Первого канала немало места отводилось уже откровенно антигрузинским и антиамериканским комментариям.
В день теракта в аэропорту «Домодедово» 24 января 2011 г. на Первом канале вышел один экстренный выпуск новостей в 19.02 продолжительностью 4 минуты. Первым телеканалом, отреагировавшим на трагедию, оказался телеканал «Дождь». «Неоперативность» Первого канала в освещении событий в Домодедово можно объяснить необходимостью тщательной проверки поступающей информации, подтверждения цифр и фактов. Кроме того, Первый канал предпочитает, чтобы с места события в эфир выходил их собственный корреспондент.
Однако Первый канал подвергся критике за несвоевременную подачу информации о теракте в Домодедово. Так, в средствах массовой информации писали, что «лучше десять раз показать чужое мутное видео, чем крутить в ожидании новостей свой свежий сериал. В такой момент точность интонации важнее точности информации. Люди поймут и простят нехватку материала, оговорки, путаницу – это естественно. Только одна ошибка непростительна – делать вид, что ничего не случилось. Это самая ненормальная и неестественная реакция на трагедию» .
Структуру и содержание экстренных выпусков новостей на Первом канале целесообразно рассмотреть на конкретных примерах.
30 июля 2013 г. в телецентре «Останкино» вспыхнул пожар. Площадь возгорания составила 150 квадратных метров. Пожару была присвоена четвертая категория сложности по пятибалльной шкале. Очаг возгорания был обнаружен на первом этаже. Огонь вспыхнул в помещениях, где хранятся съемочные декорации. В тушении пожара приняли участие 36 пожарно-спасательных подразделений: в общей сложности 127 человек.
Первый канал мгновенно отреагировал на данное чрезвычайное событие, прервав сериал, во многом потому, что оно было связано непосредственно с телеканалом. Продолжительность выпуска составила 5.00 минут. В начале и в конце выпуска ведущая сделала акцент зрителей на то, что выпуск является экстренным.
На прямую связь со студией вышел официальный представитель МЧС и корреспондент Первого канала. Представителю МЧС были заданы следующие вопросы:
— когда поступила информация о пожаре?
— сколько пожарных расчетов принимало участие в тушении пожара?
— есть ли пострадавшие?
— как быстро установили место возгорания?
— сработали ли все штатные противопожарные системы?
Корреспонденту был задан только один вопрос: «Что сейчас происходит в Останкино?» На видеокадрах с места события зрители могли увидеть, что происходит в здании на текущий момент.
На уникальность и оперативность предоставленной зрителям информации указала сама ведущая: «Это были кадры, которые только что сняли наши журналисты».
Катастрофа Ту-154 под Сочи 25 декабря 2016 г. стала крупнейшей авиакатастрофой того года по числу погибших. Авиалайнер выполнял рейс по маршруту Москва – Сочи – Латакия, но через 70 секунд после вылета из аэропорта Сочи, где он совершал промежуточную посадку для дозаправки авиатопливом, рухнул в Черное море и разрушился. Погибли все находившиеся на его борту 92 человека – 84 пассажира и 8 членов экипажа.
В 12.00 на Первом канале вышел экстренный выпуск новостей, посвященный авиакатастрофе, продолжительностью 2 минуты 54 секунды. На момент выхода в эфир у телеканала не было достаточной информации и кадров с места события. Поэтому ведущая связывалась в прямом эфире с представителем Министерства обороны РФ по телефону. Была восстановлена примерная хронология событий по минутам и выдвинуты две основные версии трагедии – ошибка экипажа и технические неполадки.
В первом экстренном выпуске новостей, посвященном событиям в Беслане, также отсутствуют фотографии, видеокадры, прямые включения с места событий. Весь выпуск строился лишь за свидетельствах и заявлениях очевидцев («по словам очевидцев»). Не было названо количество раненых и погибших, поскольку такой информацией еще не обладал никто.
Информация о событиях в Беслане поступала в студию во время прямого эфира («как только что стало известно»), например, о требованиях, выдвинутых террористами. Продолжительность выпуска составила 5 минут 13 секунд.
Тональность экстренных выпусков по определению не может быть ободряющей или позитивной. Вместе с тем Первый канал не нагнетает негативные эмоции, а по возможности объективно и безэмоционально информирует население о произошедшем, предоставляя ему возможность самостоятельно оценить положение.
В период чрезвычайных ситуаций экстренные выпуски новостей, несомненно, играют практическую роль. Во-первых, они информируют граждан о ситуации в стране и в мире. Во-вторых, зрители получают информацию о том, чего следует или не следует опасаться. Например, во время событий на Дубровке в экстренном выпуске новостей 23 октября 2002 г. ведущая обратилась к зрителям с просьбой не появляться в районе театра и не поддаваться панике.
В качестве другого примера можно привести экстренный выпуск новостей, посвященный событиям в Беслане 3 сентября 2004 г. Данный выпуск вышел в эфир уже после штурма здания школы. В прямом эфире ведущая предупредила жителей Беслана о том, что часть боевиков, в том числе две женщины-террористки, сбежали и, возможно, переоделись в одежду бывших заложников или халаты медсестер. В связи с этим жителей призвали к бдительности и осторожности. Однако никакой другой точной информации предоставлено не было. Отсутствовали конкретные данные по раненым и погибшим («большинство детей живы»).
В заключение хотелось бы отметить, что Первый канал как федеральный телеканал должен не отвлекать свою большую аудиторию от произошедшей беды, а предлагать какую-то конструктивную программу,  советовать, что делать, подсказывать возможные направления: как практически справиться со страхом и подавленностью и помочь в этом близким, как и где конкретно сдать кровь для раненых – телеканалы в дни трагедий об этом обычно упоминают, но, как правило, вскользь. Какой бы мелкой на фоне трагедии ни казалась подобная информация, она уместна и полезна с практической точки зрения.

2.2 Экстренные выпуски новостей на телеканале «Россия»

Телеканал «Россия», как и Первый канал, часто упрекали в неоперативности реагирования на чрезвычайные события. Например, первая бегущая строка в федеральном эфире появилась лишь в 8.55 на «России 1» в рамках канала «Утро России». Сами ведущие о теракте не сказали ни слова. Затем около 9.00 на «Утре России» начался короткий выпуск новостей, где информация о взрывах в московском метро заняла ровно одну минуту эфирного времени. Дальше новости на «России 1» продолжились информацией о паводках и наводнениях в различных регионах России, а также сообщением о рабочей поездке Владимира Путина в Красноярск. После этого в эфире канала «Россия 1» не произошло никаких изменений: здесь начался запланированный ранее документальный фильм о певице Надежде Бабкиной. Спецвыпусков новостей на «России 1» о взрывах в столичном метро с многочисленными жертвами не появилось. Традиционный выпуск «Вестей» начался здесь только в одиннадцать утра.
Лишь спустя почти три часа после теракта государственный канал начал давать всю поступившую на тот час информацию и о первом взрыве на станции «Лубянка», и о втором – на станции «Парк культуры» с большим количеством прямых включений.

2.3 Экстренные выпуски новостей на телеканале НТВ

Одним из самых интересных с точки зрения рассматриваемой темы является экстренный выпуск новостей НТВ, вышедший 11 сентября 2001 г. в 11.29, сразу после обрушения одной из башен-близнецов в Нью-Йорке. Ведущий отмечает, что видео обрушения башни записано несколько минут назад.
Основным источником информации о происходящем в Нью-Йорке и Вашингтоне стала прямая трансляция CNN с места событий. На экране параллельно демонстрировалось, что происходит на улицах обоих городов.
Постоянно повторяются кадры, как самолет врезается в здание одной из башен, и она обрушается. Заметно, насколько эмоционально ведущий переживает данную ситуацию, в каком замешательстве и шоке он находится. Его речь сбивчива, местами нелогична.
Во время выпуска новостей в прямом эфире обрушивается и вторая башня. В этом момент ведущий эмоционально вскрикивает и на несколько секунд замолкает, после чего отмечает: «Здесь сложно что-либо говорить».
После того, как ситуация со второй башней проясняется, ведущий возвращается к хронологии теракта в США, называя его «беспрецедентным событием». В прямом эфире показываются кадры с улиц Нью-Йорка: плачущие и бегущие люди, помощь, оказываемая раненым, действия полицейских и медиков.
Далее в прямом эфире зрители имели возможность наблюдать самолет, кружащий над Белым Домом. Ни ведущий, ни аудитория не понимают намерений пилота, но в связи с произошедшими событиями все ожидают самого худшего. Однако ничего не происходит, и ведущий выдвигает версию, что это самолет президента США, т.к. все другие самолеты было приказано сбивать без предупреждения. В прямом эфире также были показаны видеокадры эвакуации сотрудников Белого Дома.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1.    Антонов К.А. Телевизионные новости: конструирование политических событий: Дис. … канд. социол. наук. – Кемерово, 2004.
2.    Березин В.М. Теоретико-методологический анализ телевизионной коммуникации: сущность, структура: Дис. … д-ра филол. наук. – М., 2003.
3.    Васильева Л.А. Делаем новости! Уч. пособие. – М.: Аспект Пресс, 2003.
4.    Гострова Е.В. Информационно-аналитические телевизионные программы: история, типология, современное состояние: На примере программ федеральных каналов «Вести недели» («Россия») и «Намедни» (НТВ): Дис. … канд. филол. наук. – Ростов-на-Дону, 2006. – 172 с.
5.    Денис Э. Беседы о масс-медиа / Э. Денис, Д. Мэрилл. – М., 1997.
6.    Искандарова Н.Р. Критерии отбора и редактирования материала для информационных выпусков «Первого канала»: Дис. … канд. филол. наук. – М., 2010. – 251 с.
7.    Карапетян Н.А. Специфика работы корреспондента службы новостей в региональных телекомпаниях: На материалах ГТРК «Карелия»: Дис. … канд. филол. наук. – М., 2007. – 122 с.
8.    Кирия К.Д. Новостной телевизионный текст: структура, стратегия, экспрессивность: Дис. … канд. филол. наук. – М., 2007. – 327 с.
9.    Куксин И.А. Отражение чрезвычайных ситуаций на ТВ: от зарождения до ликвидации // Вестник Санкт-Петербургского государственного университета. – 2016. – №1.
10.    Легкий П.Н. Использование инструментов PR в разрешении кризисных ситуаций // Проблемы управления. – №3 (32). – 2009.
11.    Лисичкина Н.А. Эволюция формата информационного телевещания в России: жанры, стилистика, аудитория: на примере ВГТРК: Дис. … канд. филол. наук. – М., 2007.
12.    Назарова Я.В. Информационное вещание государственных и частных телеканалов: эволюция, сравнительный анализ: Дис. … канд. филол. наук. – М., 2001. – 225 с.
13.    Освещение чрезвычайных ситуаций в СМИ. URL: http://fom.ru/SMI-i-internet/11662.
14.    Пескова О. Антикризисные коммуникации: «Правило Тайленола» по-российски. URL: ftp://ftp.infor-media.ru/220512/Peskova.pdf.
15.    Рагулина Ю.В. Особенности создания и распространения информационных программ телевидения в условиях эфирной конкуренции: Дис. … канд. филол. наук. – М., 2006. – 186 с.
16.    Федякин И.В. Государственное телевидение как инструмент государственной информационной политики: политологический анализ российского и зарубежного опыта: Дис. … канд. полит. наук. – М., 2009. – 188 с.
17.    Чжан Жун. СМИ и власть в Китае: проблемы взаимодействия – на примере анализа содержания газеты «Пекинская молодежь»: Дис. … канд. филол. наук. – М., 2011.
18.    Чумиков А.Н., Бочаров М.П. Актуальные связи с общественностью: сфера, генезис, технологии, области применения, структуры: учеб.-практич. пособие. – М.: Высшее образование, Юрайт-Издат, 2009.
19.    Якушева Ю.Г. Роль телевидения в освещении теракта // Электронный научный журнал «Медиаскоп». – 2013. – Вып. 1. URL: http://www.mediascope.ru/node/1289#5.
20.    Fahmy S., Johnson T.J. Show the truth and let the audience decide: A web-based survey showing support among viewers of Al-Jazeera for use of graphic imagery // Journal of Broadcasting & Electronic Media. – 2007. – №51 (2). – P. 245-264.
21.    Mogensen K. Television Journalism During Terror Attacks // Media, War & Conflict. – 2008. – №1.
22.    Newsom D., Scott A., Turk J. This is PR. – N.Y., 1993.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Население   в целом    Пол    Возраст    Тип населенного пункта    Суточная интернет-аудитория
мужчины    женщины    18–30 лет    31–45 лет    46–60 лет    старше 60 лет    Москва    города 1 млн и более    города от 250 тыс. до 1 млн    города от 50 до 250 тыс.    города менее 50 тыс., ПГТ    села
Доли групп    100    45    55    26    26    27    21    8    15    16    15    19    27    51
Как, по вашему мнению, журналисты обычно справляются  с задачей освещения чрезвычайных событий и кризисных ситуаций – хорошо или плохо?
хорошо    72    69    74    72    72    72    72    59    73    83    64    76    71    73
плохо    9    12    8    12    9    10    5    19    14    7    11    6    7    13
затрудняюсь ответить    18    19    18    16    18    18    23    21    13    11    25    18    22    14
Одни полагают, что журналист, рассказывая о чрезвычайных событиях и кризисных ситуациях, обязан сообщать всю доступную ему информацию. Другие считают, что журналист в таких случаях вправе сообщать не всю доступную ему информацию.  С каким мнением – с первым или вторым – вы согласны?
с первым    49    52    47    50    52    51    41    46    58    53    47    45    47    52
со вторым    22    20    24    22    24    22    23    29    20    22    21    28    18    24
затрудняюсь ответить    29    28    29    28    24    27    36    25    23    25    31    26    35    24
Как вы думаете, стоит или не стоит показывать по телевизору кадры чрезвычайных происшествий, которые могут шокировать?
стоит    42    47    38    48    42    44    33    35    33    52    45    44    41    44
не стоит    48    42    53    44    49    47    54    58    60    42    46    48    43    47
затрудняюсь ответить    10    10    9    8    9    9    12    7    8    6    9    7    16    9
Как вы полагаете, кто должен решать, какую информацию о чрезвычайных событиях следует давать по телевидению,  радио и в газетах, – власти или сами журналисты?
власти    28    26    30    29    29    25    31    27    29    29    27    27    30    27
иногда – власти, иногда – журналисты    32    31    33    35    33    30    30    27    31    34    29    38    31    34
журналисты    25    27    23    24    24    29    21    30    29    29    28    24    16    26
затрудняюсь ответить    15    15    15    12    15    16    17    16    12    8    17    11    22    13
Как вам кажется, сегодня российские средства массовой информации сообщают всю доступную им информацию или не всю?
всю    28    27    28    27    25    30    28    13    25    33    28    29    28    26
не всю    56    57    54    57    63    53    48    68    63    56    49    58    49    60
затрудняюсь ответить    17    16    18    16    12    16    25    19    12    11    23    13    22    13
Как вы считаете, сегодня российские средства массовой информации освещают чрезвычайные события объективно или необъективно?
объективно    52    53    52    51    54    50    56    40    54    60    45    55    53    51
необъективно    21    21    21    22    23    23    16    38    21    26    26    17    13    24
затрудняюсь ответить    27    26    27    27    24    27    29    22    25    14    29    28    34    25